"Ну что, попался? Давай сто евро и едь!"
Иностранные водители рассказывают Еврорадио о знакомстве с новой системой оплаты за проезд по белорусским дорогам.
"На границе меня встретили словами "Ну что, штрафник, попался? Давай сто евро и едь дальше". "За что?" — спрашиваю у них. Говорят, что за дороги", — сонным голосом рассказывает Еврорадио Евгений, он почти всю ночь провел на пункте пропуска Каменный Лог, что на границе с Литвой.
Евгений — гражданин Беларуси, уже несколько лет живет под Вильней — женился на литовке, работает строителем. В Беларусь приезжает на собственной легковушке с литовскими номерами — по делам и к родным. Раньше была одна проблема — приехать можно было только раз в восемь дней. Теперь добавилась еще одна — BelToll и платные дороги.
"Вся граница стоит — платят штрафы. Фурщики хоть в курсе дел, а другие — нет. В кассе спросил, все ли платят штрафы. Сказали, что через одного".
С 1 августа брестская трасса, а также участки некоторых других дорог стали платными для иностранцев и белорусов на микроавтобусах, автобусах и грузовиках, вес которых превышает 3,5 тонны. Для оплаты надо взять в аренду специальное устройство, фиксирующее, сколько километров автомобиль проехал по платной дороге. Для легковушек аренда стоит 20 евро, для остальных — 50 евро.
Как рассказывают Еврорадио в транспортной инспекции автодорожного пункта пропуска "Котловка", только за две недели августа уже собрали более 38 тысяч евро штрафов. Мол, люди не подготовились заранее к новым правилам, за что и поплатились.
Заплатить за дорогу Евгений не против. Знать бы, что это надо делать и каким образом получить необходимое оборудование. Но этого не знают даже в точке Транспортной инспекции, которая сейчас штрафует иностранных водителей в пунктах пограничного контроля. Не смогли там объяснить также и то, почему Евгения оштрафовали за июльскую поездку в Минск, хотя система BelToll работает только... с августа.
Проблемы не только у машин с номерами стран ЕС. Анна приехала в Могилев к друзьям из Украины на прошлой неделе. Выходные планировала провести в Минске, но не вышло. На границе о платных дорогах Анну не предупредили. Хорошо, что друг-белорус своевременно рассказал о системе оплаты! Но взять в аренду датчик сразу не получилось — могилевский пункт обслуживания был закрыт.
"Мы не знали, что есть платные дороги, что приборы надо покупать. Если бы не сказали нам знакомые, то и не узнали бы. Искали, где можно в Могилеве купить их. Приехали в субботу, а там закрыто. Ждали понедельника".
В результате поездка в Минск даже без учета стоимости топлива стоила больше миллиона рублей — 20 евро за передатчик и 600 тысяч на счет. Правда, неиспользованные деньги Анне пообещали вернуть. "Если найду место, где это делают", — шутит девушка.
Украинская гостья настроена на удивление позитивно, хоть и не против дать белорусам несколько советов по оплате за проезд на дорогах.
"Если бы сделали возможным платить, заезжая на платную дорогу, было бы удобно. Приехал — заплатил. А так не известно, что и где делать. Особенно если из другой страны приехал".
Пока остается непонятным, на чем больше зарабатывают инициаторы модернизации системы оплаты за проезд по белорусским трассам — на проезде по ним или на незнании иностранцами новых порядков. Тем более что связаться с компанией-оператором проблематично и по номерам горячей линии, и даже по телефонам, указанным на квитанции о выплате штрафа.
Фото: interfax.by