Олег Хоменко: Два Рождества — это наша особенность, которой надо гордиться
Музыкант и исследователь рассказал о праздновании Коляд в большом городе расставил точки над “і” в некоторых “рождественских” вопросах.
Традиционно на Рождество, 7 января, группа "Палац" делает праздничный концерт. А лидер группы, культуролог Олег Хоменко рассказывает Еврорадио про особенности белорусских зимних праздников и о их роли в современном мире.
Еврорадио: Как нужно воспринимать зимние праздники (Каляды) современному белорусу?
Особенность белорусов в том, что зимние праздники у нас тянуться более 3 недель. Я не люблю говорить и даже являюсь упрямым сторонникам того, что ни в коем случае нельзя говорить Православные Коляды и Католические Коляды, потому что это не только абсолютно неправильно, это и вредно для белорусов. Важно говорить, что это Коляды по Юлианскому календарю и Коляды по Григорианскому календарю, или Коляды по старому стилю и Коляды по новому стилю. И то, что мы отмечаем рождественские праздники больше, чем 3 недели — это особенность белорусов, которая очевидно существует, но мы этим не гордимся и все думаем, что какие-нибудь из Коляд “рассосутся”, и будем праздновать только по одному календарю. Надо очень подробно и научно рассказывать, почему правильные оба варианта. Когда-нибудь, может, и правда, расскажу, почему я являюсь сторонникам празднования и одних Коляд и вторых. И обязательно буду защищать перед фольклористами и тот термин, и этот термин празднования. Но очень хочется, чтобы мы еще раз обратили внимание, что это такая особенность белорусов, которой надо гордиться, и мы имеем на это все права.
Еврорадио: Если пофантазировать, то как должны выглядеть Коляды в Минске?
Олег Хоменко: Понятно, что общество, может быть, уже готово, но вся система не готова к тому, чтобы праздновать Коляды в большом городе так, как это должно быть. Потому что, кроме мессы и празднования церковного, которое обязано сохраниться традиционным, и этим должны заниматься священники, еще должно быть народное или общественное празднование Коляд. Конечно, это должно быть шествие по главному проспекту города. Надо, чтобы все, кто хочет, прежде всего — молодежь знали, что будет организовано вот в такое время (лучший вариант — это вечер 6-го, когда начинает смеркаться) место для шествия по главным улицам, на котором будут собираться колядовщики (а не эти фриковые Деды Морозы), которые пройдут со Звездой, Козой, Мехоношей, для того, чтобы увидеть своих друзей и своих соседей, в конце концов! Понятно, что это не должно быть по приказу. Если да сделают — праздник уничтожится.
Это должен быть натуральный зимний карнавал. Он, конечно, может напоминать то, что происходит в Бразилии — сакральная система, которая там существует, у нас также, естественно, существовала очень много лет. Это тоже должно быть какое-то соревнование между рождественскими группами, которые будут собираться с дударями, с оркестрами, с интересными костюмами, которые пройдут в честь того, как шли мудрецы, которые знали, что родится Спаситель. И в каждый дом заходя, спрашивали, не на вашем ли дворе Бог родился? И за то, что они несут дары Господу, получали эту Коледу. То есть, по сути дела — это дары, которые им передавали. Чтобы положить перед Спасителем в тот момент, когда они его найдут. И вот эта суть, может, как раз хорошо вписаться в городские условия. Мало того, очень важно понять, что если это произойдет искренне и от всего народа, это будет основание для того, чтобы весь мир знал, что такой зимний карнавал, посвященный Рождеству и Колядам, существует в Беларуси, и к нам, правда, приедут и россияне, и китайцы, и те же бразильцы сядут на самолет посмотреть из того жаркого карнавала на наш холодный. И такое явление может помочь всей нашей стране стать более известной. А если хотите, и туристическая привлекательность тут может присутствовать. И очень важно уже начинать об этом мечтать, и уже рассуждать, как это может быть. И рано или поздно действительно такое хорошее явление возродится, ведь оно находится абсолютно в контексте белорусской культуры.
Еврорадио: Кстати, Олег, когда надо ходить в Коляду? Например, в моей деревне на Полесье это делалось вечером 7 января.
Олег Хоменко: Не надо забывать, что в Коляду можно было ходить с момента, когда появилась звезда перед самим Рождеством — а это вечер 6-го. Но почему я говорю, что важно возродить традицию празднования в контексте с 6 на 7-е — для того, чтобы присоединились к празднику еще и традиции католических “Трех Королей”. Они тоже ходили с колядовщиками. Они тоже ходили 6-го вечером, но по из Григорианскому стилю — на Крещение. И то не мешает этому, и это не мешает тому. Конечно, колядовщики ходили и 7 вечером и аж до Крещения — везде по-разному. Просто это надо было бы о’объединять и назвать более реальную, точную дату, тогда это как раз способствовало бы сильному единению белорусов.
Еврорадио: А вы в детстве коледовали? Что пели? Кто вас этому научил?
Олег Хоменко: Коледовал! Кстати, ходил поздно вечером шестого. Как мы коледовали? Конечно, это был такой момент веселья, переодевания. Когда я попадал в деревню, у нас Коза умирала и оживала. Коза была вычеркнута из христианских традиций — много можно об этом рассказывать. Связано это с тем — уже и учеными доказано — что главными животными в те времена в конюшне были не ослик и бык, которых мы теперь знаем по батлеечкам, которые устраиваются в храмах, а коза. И именно она показала пастушкам ту конюшню, где родился Бог. А как она это показывала? Она показывала, что, вот, умерла она, и вот, она рождается — бросалась и вставала. И за звездой, и за козой шли пастухи к той конюшне — пастухи, перед которыми явились Ангелы и сообщили: “Радуйтесь, Спаситель родился”. Но козу вычеркнули из библейских заветов. Есть такая версия, что это все-таки потому, что коза — существо Зевса — старого бога, существо “пьяного Голливуда” (смеется). Но в народных традициях коза осталась. И это очень хорошо, что мы все-таки это сохранили.
Еврорадио: Какие рождественские песни должен знать каждый белорус? Есть ли какая-то классика Коляд, характерная для всех регионов Беларуси?
Олег Хоменко: В “палацовском” репертуаре есть 5 ли 6 рождественских песен. А сказать, что они были известны по всей Беларуси — это не совсем так. Почему? Потому что практически в каждой деревне был свой текст. Наиболее известная рождественская песня — это “Ой калядачкі, нашы нежачкі”. Я ее встречал в разных текстовых вариантах и на юге, и на севере Беларуси. Но до этого времени, например, мы ее не делали “Палацам”, потому что до сих пор я, простите, дикого кабана ищу, что же такое “нежачкі”. Мне озвучивали несколько версий этого слова, но ни одна из их меня не убедила. Компетентно сказать, какие обязательно надо знать рождественские песни, и уверенно это утверждать на данный момент я не готов.
Важно что добавить, что песня прежде всего — это история. История о Вселенной, в которую просто добавлялась строчка “Святы вечар” или “Каляда” и т.д. Я сам когда-то думал, что надо сделать нечто типа “А купіў там БМВ на Малінаўцы, Святы вечар добрым людзям”… И это было бы абсолютно правильно с точки зрения фольклористов. Но, разумеется, я не отважился это сделать. Но рано или поздно это должно появиться — в таком формате может восстать ваша абсолютно собственная колядочка.
Еврорадио: Давайте чуть углубимся в текст рождественской песни. Например, во всеми любимую “А ці дома-дома”… Что значат для Коляд роики и пчелки?
Олег Хоменко: Я исследовал это. Действительно, в колядках упоминаются рои пчел, рождественский заяц, щука и орел, явор. Я пришел к выводу, что список этот очень объемный. И найти тут моменты случайности — что действительно было правильно, а что, возможно, добавилось как что-то смешное, поэтому и упоминается до сих пор, не могу. Тем не менее, пчелы чувствуют Рождество. Я думаю, что это связано с какой-то химией и именно с солнцем. Как раз в Коляды по старому стилю Солнце находится ближе всего к Земле. Даже современные астрономы говорят, что примерно 3-4 января солнца проходит точку Перигея, а это значит, что оно находится от земли в самом близком расстоянии. И этот момент пчела чувствует. Они действительно там советуются и объясняют людям, что надо обратить внимание — что-то происходит, что-то оживает!
Еврорадио: Есть ли конкретное разграничение песен, которые пелись на Коляды и на Щедрик? Можно ли на Коляды петь песни и напротив? В чем существенное различие этих песен?
Олег Хоменко: Я был очевидцем, когда на Водохрище пели все три группы песен — и собственно водохрищные про щуку и орла, и песни и колядки. Поэтому я думаю, что такого жесткого разграничения не было. Уверенно это сказать теперь я не готов, но, являясь сторонникам того, что во все три кутьи поются одинаковые песни. Другое дело, что их было очень много. Невероятно! Больше трети всех традиционных песен посвященны Колядам.
Еврорадио: А вы коледуете теперь? Нет ли охоты пойти по домам и создать белорусам настоящий театрализованный праздник?
Олег Хоменко: Морду же могут набить! (смеется). Я думаю, что эта традиция будет. Ну заказывали же когда-то деда Мороза “в доме быта” — можно же было позвонить и зказать, чтобы пришел дед Мороз. Это было нормально. Теперь также приход колядовщиков может проходить по заказу. Ко мне в Малиновку всегда приходят дети. И они знают, что в каком бы я ни был настроении, я их угощу. Я не знаю, как они проходят эти первые железные двери подъезда — я им не открываю. Но приходят и поют “Го-го-го козу” белорусскую — в Малиновке, в поезде — невероятно! И я этому рад.