Петля Пристрастия: Отчаяние перестало быть тихим, но масла в огонь не подливаем
16 апреля "Петля Пристрастия" дала большой концерт в минском клубе Re:Public, во время которого презентовала свой свежий альбом "Мода и облака”. Еврорадио поговорило с фронтменом группы Ильёй Черепко-Самохваловым и гитаристом Иваном Селищевым о том, как у музыкантов получилось написать поп-альбом, о появлении в репертуаре радостных треков и о возможном появлении песен на родном языке.
Была какая-то излишняя спешка, и не было грамотного подхода
Еврорадио: Когда вы писали "Фобос", белорусы жили в одних реалиях. С тех пор произошла не одна девальвация, появился закон о тунеядцах и т.д. Кажется, что "тихого отчаяния", о котором вы не раз упоминали, стало ещё больше. А тут вдруг "Мода и облака"...
Илья Черепко-Самохвалов: Отчаяние перестало быть тихим. Градус ненависти в обществе на всех уровнях несколько повысился. И не хотелось как-то превышать порог критической массы, подливать масла в огонь. И вообще-то, это получилось не совсем специально. И единственное, что от нас требовалось, взять на себя смелость и не побояться выступить в таком качестве.
Иван Селищев: Мы же группа, которая руководствуется творческими импульсами, а не каким-то трезвым расчётом. И мы специально не делали, чтобы это альбом получился поп-альбомом и воспринялся хорошо широкой массой слушателей. Он получился таким, каким получился. Значит, так нужно было сейчас.
"Петля Пристрастия" издала доступный альбом из мажорных песен
Еврорадио: Но вы, насколько я знаю, много работали над звуком альбома, вам понадобилось новое звучание?
Иван Селищев: Потому что пора делать качественный продукт! В предыдущих альбомах мы работали над музыкальной составляющей, но в тот момент не было какого-то чёткого плана, как сделать релиз. Мол, у нас презентация через неделю, надо срочно выпустить. И в итоге альбом выходит в день концертной презентации. Это неправильно. Была какая-то излишняя спешка, и не было грамотного подхода.
Илья Черепко-Самохвалов: Тем более, с точки зрения музыканта, всегда интересно каким-то образом усовершенствовать звук. Возможно, кому-то больше нравятся предыдущие альбомы в силу того, что они куда сырее звучали. Но поскольку мы видим ситуацию изнутри, нам было интересно таким образом попробовать, но это не значит, что следующий альбом будет ещё более прилизанным. Мы над этим не работаем и сознательно этого избегаем. Я не считаю, что альбом получился уж каким-то больно стерильным. Он просто получился достаточно красивым в плане звука, как нам кажется.
Иван Селищев: И тут ещё важный момент, что звук альбома на 50% — это работа нашего звукорежиссёра Олега Доманчука, с которым мы работаем много лет, и который проделал просто титаническую работу. Он потратил практически три месяца на работу над звуком. И ему самому было интересно сделать что-то новое, потому что для него это был вызов.
Еврорадио: Когда вы работали над звуком, на кого ориентировались?
Иван Селищев: Мы хотели звучать как группа "Петля Пристрастия" и, кажется, получилось. Если бы мы ориентировались на предпочтения каждого отдельного музыканта, это было бы примерно так: мы хотим звучать как смесь Cannibal Corpse и Joy Division... Странно.
Что важнее в жизни человечества — вечные ценности или какой-то актуальный момент?
Еврорадио: Какой мэсседж несёт "Мода и облака"?
Илья Черепко-Самохвалов: Я пытался себе ответить на этот вопрос так, чтобы было кратко. Собственно, меня сразу же объявили капитаном очевидностью некоторые товарищи, мол, ты поёшь какие-то понятные всем вещи... Как и в большинстве наших песен, там не то, что нет смысловой нагрузки, она просто работает на некий созерцательный момент и на ощущения, в рамках которых этот созерцательный момент присутствует. Просто это результат размышлений на тему приходящего. Насколько оно менее важное чем то, что считается вечным. В конце концов, человеческая жизнь состоит из очень проходящих вещей и сама проходящая. Конечно, вечность никто не отменял — она была до этого и будет после этого. Но поскольку человеческая жизнь проходящая, то можно ли пренебрежительно относиться к такому явлению, как мода? Что важнее в жизни человечества — вечные ценности или какой-то актуальный момент? Это просто вопрос. И он риторический. И задан человеком в состоянии, условно говоря, мечтательного размышления.
Еврорадио: То есть, по-прежнему каждый слушатель может найти себя в ваших песнях...
Илья Черепко-Самохвалов: Мы бы хотели на это надеяться.
Я просто слегка придушил внутреннего цензора
Еврорадио: Илья, ты когда-то говорил, что внутренний цензор не позволяет тебе писать позитивные песни. В новом альбоме появляются мажор, радость, красота. Как это произошло?
Илья Черепко-Самохвалов: Я просто слегка придушил внутреннего цензора, он пока спит (улыбается). В альбоме есть беспрецедентно радостная песня, которых я себе просто не то, что не позволял, у меня просто не получалось это из себя исторгнуть. Песня называется "Отдых". Не знаю, насколько она удачной получилась с точки зрения слушателя, но это то, чего я никогда не мог написать, и не знаю, смогу ли в будущем. Песня, опять же, о проходящем моменте. Она была задумана в Одессе, пока мы отдыхали на Собачьем пляже.
Еврорадио: Группа, которая вдруг заиграла весёлые песни, чувствует себя по-другому?
Иван Селищев: Да нет... Всё точно так же.
Илья Черепко-Самохвалов: К сожалению, всё упирается в меня. Все остальные участники коллектива очень даже настроены играть какие-то позитивные вещи. Вот я им дал такую возможность. Посмотрим, как это у нас получится.
Еврорадио: Откуда у вас взялась приставка "поп" к альбому?
Илья Черепко-Самохвалов: Поп-музыка, популярная музыка — это же всё, кроме авангарда и классической музыки. Это определение, которые глубоко проникло во все сферы. Это "поп", как состояние.
Мы не гонимся за модой. Мы всегда придерживались своего пути
Еврорадио: Насколько музыка "Петли" отображает дух времени?
Иван Селищев: Я считаю "Петлю Пристрастия" очень актуальной группой и с точки зрения какого-то посыла, и с точки зрения музыкальной. Мы все в курсе, какая музыка сейчас актуальна, зачем она и для чего. И как-то бессознательно получается, что в какой-то мере мы транслируем это у себя в песнях. Мы граем всегда актуальную классику (смеётся). Мы не гонимся за модой. Мы всегда придерживались своего пути, и что первый, что четвёртый альбом — это всё-таки "Петля Пристрастия".
Илья Черепко-Самохвалов: К тому же, этот альбом отличает от предыдущих даже большая актуальность. Не в смысле попытка спеть на какие-то очень актуальные темы. Но лирический герой этого альбома менее интровертен, чем в предыдущих альбомах. В этом смысле это тоже поп.
Я больше чем уверен, что песня, которая будет написана мной по-белорусски, она просто будет плохой
Еврорадио: Можно ли говорить о подъёме белорусской музыки и о том, что люди стали больше слушать своё?
Иван Селищев: Не знаю. Статистики у меня нет. Я просто вспоминаю, что 15 лет назад, когда был первый всплеск белорусской альтернативной музыки, когда группы собирали большие площадки вроде "Парк-Клуб-Минск", когда на концерты приходило по полторы тысячи и тогда групп было огромное множество и концертов было огромное множество… Я бы не сказал, что сейчас то же самое. Потому что выбора стало больше и сейчас наплаву держатся качественные хорошие группы, которые делают качественный продукт. Люди стали избирательнее в том, что они слушают. Групп белорусских много хороших, и это факт.
Илья Черепко-Самохвалов: Белорусские музыканты, мне кажется, очень разрозненные. Получается, что белорусскоязычные музыканты, русскоязычные и англоязычные — это какие-то три совершенно разные плоскости, люди, которые между собой особо не общаются. Ничего не знают друг о друге, а если знают, то создают друг о друге превратное мнение. Я своих знаю, но это старые товарищи. Так не должно быть.
Иван Селищев: Почему? Должно! Металлисты с металлистами, рейверы с рейверами.
Илья Черепко-Самохвалов: Так дело даже не в металистах, а в том, что часто всё упирается в языковые рамки.
Иван Селищев: Но это единичные случаи. А насчёт языковых рамок. Есть такой сайт “Тузін Гітоў”. Они берут только белорусскоязычную музыку. У них есть там хит-парады, они издают сборники. Мне это немножко странно. Я не совсем понимаю, почему мы, будучи белорусской группой, которая играет музыку в Беларуси, причём, эта музыка могла появиться исключительно в Беларуси, о чём мы не однократно заявляли, не можем поучаствовать в их топе. Это своего рода дискриминация.
Еврорадио: Так может, вам самим запеть на белорусском? Тем более, сейчас модно всё белорусское?
Илья Черепко-Самохвалов: Вот как раз в этом случае для меня лично мода приобретает негативную коннотацию. Меня, безусловно, радует усиление интереса на всех уровнях к белорусскому языку. И меня очень радует то, что качество носителей языка, если сравнивать с тем, что происходило 10-20 лет назад, очень и очень выросло. То есть, если носителями белорусского языка были какие-то одержимые люди, хорошее белорусское слово "апантаныя", которые были людьми достаточно замкнутой системы, они все друг на друга походили и все имели или физический, или психический недостаток. Серьёзно. Я говорю как есть. И это часто работало против самой идеи, против языка. То сейчас очень много актуальных молодых людей, которые занимаются актуальными вещами при этом говоря по-белорусски. Думаю, что это и инспирировало интерес и к мове, и к национальной идее в том числе. И я считаю, что это очень хорошо. Но если мы споём по-белорусски, будет слишком очевидно, что мы решили таким образом "далучыцца да гэтай плыні". И в этом ничего страшного тоже не было бы, но я больше чем уверен, что песня, которая будет написана мной по-белорусски, она просто будет плохой. И всё. И мне будет стыдно.
Еврорадио: Почему тебе будет стыдно за песню на белорусском? Ты не владеешь языком в совершенстве или это будет неискренне?
Илья Черепко-Самохвалов: Оба фактора имеют значение. Я не достаточно хорошо владею языком. Я вроде бы все слова знаю, но быстро составить их в какую-то удобоваримую фразу, особенно если разговор идёт о серьёзных вещах, не могу.
Краудфандинг — это когда ты фактически поднимаешь белый флаг и говоришь: "Ребята, я слаб"
Еврорадио: Не было ли у вас желания собрать деньги на альбом за счёт краудфандинга?
Иван Селищев: Нет. Мысли такой не было. Нам не раз предлагали этим воспользоваться. Но мы привыкли справляться своими силами. И мне, честно говоря, кажется, что это похоже на своего рода попрошайничество. То есть, ты фактически поднимаешь белый флаг и говоришь: "Ребята, я слаб, я не могу сделать это сам. Давайте вы мне скинетесь". Я, конечно, понимаю, что это же не просто люди дают деньги — ты отдаёшь им что-то в ответ: ты можешь подарить им диск за это, футболку, ссылку на скачивание альбома, супербонус на посиделки в ресторане с участниками группы, но для меня это всё похоже на некоторого рода фарс.
Еврорадио: То есть, вы достаточно зарабатываете и можете записывать хорошие альбомы за деньги, заработанные на концертах?
Иван Селищев: Естественно, наши концертные гонорары не позволяют нам купить "Гелик" с кожаным сидением. И альбом мы записываем не в Лос-Анджелесе за полмиллиона долларов. То есть, это всё довольно скромно, бюджетно, и опять же, спасибо нашему звукорежиссёру, который готов пойти на такую работу, не рассчитывая на огромные гонорары.
Илья Черепко-Самохвалов: И вообще, спасибо тем людям, которые помогают нам и часто делают это просто из-за альтруистических соображений. Хорошо, что есть люди, для которых идея часто важнее, чем её финансовое воплощение.