Победительницу Евровидения подозревают в плагиате. Неужели Loreen украла песню?
Loreen на сцене "Евровидения-2023" / Eurovision.tv
Шведская певица Loreen стала вторым артистом в истории, дважды победившим на конкурсе песни "Евровидение". Но тут же нашлись те, кто заподозрил её песню Tattoo в плагиате. Действительно ли Loreen украла песню и при чём тут украинская певица Мика Ньютон, про которую вы, должно быть, никогда и не слышали? Разбираемся.
Ла-лаа-ла-ла-лааа-ла-лаа-ла
Первые подозрения во вторичности песни Tattoo появились у интернет-пользователей еще после победы Loreen в шведском отборе: некоторые услышали в ней "кусочек" из The Winner takes it all шведской же группы Abba.
Сама Loreen отреагировала на это и сказала, что считает такие сравнения комплиментом. Группа Abba никаких претензий к Loreen не озвучивала: если совпадения и есть, то на уровне интерполяции (об этом дальше).
Уже ближе к самому "Евровидению" взорвался украинский сегмент тик-тока: там Loreen обвинили в копировании отрывка песни украинской певицы Мики Ньютон: проигрыш Tattoo очень похож на проигрыш из её песни "В плену" 2005 года выхода.
Правда, дело в том, что сама Мика Ньютон (вернее, авторы её песни) брали эту мелодию из композиции "Flying Free" каталонской группы Pont Aeri.
Está claro que este año gana el Flying Free de Pont Aeri versión sueca #Eurovision pic.twitter.com/inLdmdHlke
— Pedro (@peterccin) May 13, 2023
Этот факт (что мелодия проигрыша вообще каталонская, а не украинская) не помешал Мике Ньютон выпустить 12 мая инструментальный сингл с попыткой сарказма: его назвали "Same Tattoo", а единственным автором указали Руслана Квинту — автора песен Софии Ротару и Никиты Алексеева. Без упоминания тех же Pont Aeri.
Однако это тоже нормально — потому что не является плагиатом. Объясняем дальше.
Магия интерполяции
Интерполяция — воспроизведение отрывка мелодии уже существующей композиции. В отличие от сэпмлирования, которое просто вставляет чужую запись, а не воссоздаёт отрывок ноту за нотой. Проще говоря, это небольшая цитата.
В случае с Loreen в проигрыше используется именно интерполяция группы Pont Aeri: 9 секунд из песни длиной в 183 секунды. Плагиатом такое (особенно учитывая, что это не сэмплирование) назвать нельзя.
Кроме того, все песни, которые участвуют в "Евровидении", проверяются на оригинальность Европейским вещательным союзом. А обвинения были и в адрес финского рэпера Käärijä, ведь его "Cha Cha Cha" подозрительно похожа в первые секунды на "We Got the Moves" немецкой группы Electric Callboys.
Интерполяции — распространённое явление в поп- и хип-хоп музыке. Её использовали Абба, Мадонна, Фарелл Уильямс, Лорд, Эминем, Майли Сайрус (в той же "Flowers"), Дэвид Боуи, Канье Вэст, Эд Ширан. Кстати, на днях суд признал Ширана невиновным в плагиате: его обвиняли в том, что для песни "Thinking Out Loud" он украл мелодию Марвина Гея.
Что говорит профессионал: "Это не плагитат"
Редактор Еврорадио и профессиональный преподаватель сольфеджио Маша Колесникова напоминает: музыка делится на такты. В этом проигрыше, из-за которого все ссорятся, четыре такта.
"Этот мост от запева до припева — это четыре такта. Он строится по секвенциям. Секвенция — это повторение мелодической фразы или гармонического оборота на другой высоте. То есть, один и тот же кусочек мелодии повторяется в следующем такте только от другой ноты — например, на терцию выше. В случае с песней Лорин секвенция повторяется трижды (три такта) и в четвёртом такте выходит на кульминацию — припев", — объясняет "матчасть" Колесникова.
Четыре такта относительно всей песни, говорит она, это совсем немного, плюс важно помнить, что речь идёт о секвенциях.
"Мосты в популярной музыке — это всегда что-то запоминающееся, простое и понятное. Они часто строятся на секвенциях. Поэтому складывается впечатление, что где-то это мы уже слышали. Секвенции есть и у Баха, и у Бетховена, и Филипа Гласса, и у Стиви Уандера — это естественная часть любого музыкального произведения", — добавляет Мария.
Пусть это и всем известно, но нот не так много, напоминает Колесникова. "И то, что мы слышим какие-то похожие моменты в музыке разных исполнителей, это нормально. В данном случае это точно не плагиат и не цитата. Может быть, пример интерполяции, но я бы вообще никакие параллели не проводила. Мне кажется, это вообще глупо в XXI веке, когда существует миллион песен и все они строятся на одних и тех же гармониях и композиционных принципах, так рассуждать".
Чтобы следить за важными новостями, подпишитесь на канал Еврорадио в Telegram.
Мы каждый день публикуем видео о жизни в Беларуси на Youtube-канале. Подписаться можно тут.