Почему белорусские драконы были домашними и как снять свою "Игру престолов"

Чаму беларускія цмокі былі хатнімі і як зняць сваю “Гульню тронаў”

С кем боролись герои белорусской мифологии, почему язычество сосуществовало с христианством, а драконы руководили пантеоном чудовищ? Об этом рассуждаем в эфире Еврорадио с сотрудником Академии наук Геннадием Коршуновым, который изучает мифологию.

О белорусском фэнтези

"Наша мифология — фэнтезийное пространство, которое слабо подлежит научной типологии. Персонажи могли отличаться от селения к селению. Например, живые мертвецы в одном месте могли называться "ходячие", в других — "висельники" или "утопленники".

(Здесь и далее используются рисунки Валерия Славука с bestiary.us)

Чаму беларускія цмокі былі хатнімі і як зняць сваю “Гульню тронаў”
Валасень — домашний дух, который ночью тревожит спящих.

О белорусских чудовищах

"Чудовищных элементов в нашей мифологии мало, так как она очень чаловекопомерная. Чудовищ вроде минотавра или химеры почти нет. Но есть много человекообразных существ, которые выступают хозяевами каких-либо мест: амбарник, хлевник, банник".

"Чудовища жили повсюду, в лесу, у дороги, на болоте, в реке, в поле. Почти в каждой локации был свой мифологический хозяин, а порой не один".

Чаму беларускія цмокі былі хатнімі і як зняць сваю “Гульню тронаў”
Кумельган — если верить Древлянскому, злой дух в виде наполовину — человека, наполовину — лошади.

О драконах

"Драконоподобные чудовища были в каждой культуре. В белорусской мифологии дракон сам по себе не агрессивен. Он исполнял роль социального регулятора. Если человек хороший хозяин, скорее всего, ожидать от дракона неприятностей не стоит. А вот если кто-то переступает границу, тогда бесы его за это наказывают".

"Мог быть домашний дракон размером с ужа, который был домашним существом вроде домового. Большой же дракон был в пантеоне белорусских бесов".

Чаму беларускія цмокі былі хатнімі і як зняць сваю “Гульню тронаў”
Поветник — в белорусской мифологии шестикрылая птица, сообщает старшим духам о неполадках в домашнем хозяйстве.

О белорусах и язычестве

"Документально была утверждена религиозная толерантность в Речи Посполитой. Первые князья ВКЛ были язычниками. Получалось так, что никого в народе сильно не волновало, кто кому молится. Поэтому сочетание язычества с христианством процветало. Колдуньи, знахари гадали языческим образом, но со словом Божьим".

Чаму беларускія цмокі былі хатнімі і як зняць сваю “Гульню тронаў”
Ератники — в белорусской и русской мифологии проклятые колдуны, осужденные после смерти превращаться в упыря, вредить людям или друг другу.

О белорусской "Игре престолов" и компьютерных играх

"Нужно брать то, что было, но ведь никто не запрещает брать какие-то другие интерпретации. Но тут проблема, что не было чудовищ почти, с которыми бороться. Здесь можно было сделать что-то вроде квеста. Где нужно устанавливать контакты, собирать что-то. Можно и чудовище сделать из нейтрального персонажа. Есть в нашей мифологии "шатаны". Из них вполне можно сделать уродливый образ, с которым можно сражаться".

Последние новости

Главное

Выбор редакции