"Тихановской вам мало?" Почему белорусы заигнорили выборы в КС
Выборы в КС
В выборах в Координационный совет поучаствовало чуть более 6,7 тысячи человек. Некоторые кандидаты уже громко обиделись на СМИ: они объясняют низкую активность избирателей недостаточным вниманием к событию со стороны журналистов.
Обиду кандидатов можно понять: они много чем пожертвовали ради того, чтобы у белорусов появилась возможность посмотреть, какой могла бы быть публичная политика. СК завел уголовные дела на всех участников кампании и угрожает отобрать их белорусское имущество. Но винить во всем медиа — так себе позиция, особенно для публичных политиков.
Еврорадио обсудило результаты голосования на выборах в КС с медиаэкспертами Ириной Сидорской и Павлюком Быковским и политическим аналитиком Артемом Шрайбманом. Могли ли участники выборов выбрать другую стратегию, чтобы вчерашний вечер не закончить фрустрацией? И что мы должны понять о демократическом движении по итоговым цифрам голосования?
Ирина Сидорская: Люди не понимают не только что такое КС, но и вообще что такое парламент и зачем он нужен
— Вижу несколько причин низкой явки, и первая — именно в риске. Не только те, кто живет в Беларуси, но и те, кто переехал за границу, беспокоятся за безопасность: свою и своих родных, за имущество. И из-за этого отказываются от участия. Люди, живущие в Беларуси, беспокоятся еще больше.
Вторая причина — в том, что среди широкого круга людей нет понимания не только того, что такое Координационный совет, но и того, что такое вообще парламент. И тут проблема не в Совете, а в том, что белорусский парламент не выполняет своих функций уже много лет. То есть люди не очень понимают, как выглядит разделение ветвей власти вообще.
Мол, вот есть Тихановская, есть Объединенный переходный кабинет — а для чего нужно еще что-то? Думаю, недостаточный интерес к этим выборам происходит из непонимания демократии, из непонимания того, чем вообще может заниматься парламент.
Кажется, эти знания базовые, но в нашей стране эта "база" много лет не работает. В Беларуси парламент существует, чтобы одобрять законы Лукашенко. Может, люди думают, что и КС нужен, чтобы поддерживать решения Тихановской? Но ведь на самом деле площадка, на которой формируется культура дискуссии, не возникает сама собой. Люди должны потренироваться, чтобы научиться этому.
Самим кандидатам также следовало проявлять больше активности. Многие из них не создавали информационных поводов накануне выборов. Те же правила, что работают в коммерческом маркетинге и рекламе, работают и в политическом маркетинге.
Чтобы следить за важными новостями, подпишитесь на канал Еврорадио в Telegram.
Мы каждый день публикуем видео о жизни в Беларуси на Youtube-канале. Подписаться можно тут.