Выживут ли "Хорошки" и ансамбль танца после их "оптимизации" Минкультом?
Министерство культуры выступает с инициативой ввести в состав Филармонии четыре самостоятельные коллективы: Национальный академический хор имени Титовича, Государственный ансамбль танца Беларуси, Государственный хореографический ансамбль "Хорошки" и Государственный ансамбль "Песняры". Казалось бы, что плохого в том, чтобы эти и так государственные коллективы вошли в состав государственного учреждения и работали под общей культурным крышей? На первый взгляд, ничего. Но все перечисленные кандидаты на "коллективизацию" категорически против этого. Почему?
Начнем с озвученной на совещании в Минкульте цели этого "объединения". Якобы, мотивируется это все тем, что "оптимизируется административно-управленческий состав, и это даст экономию финансовых средств". Но это разбивает своим аргументом художественный руководитель Государственного ансамбля танца Беларуси Валентин Дудкевич.
"Если бы от этого действительно была какая-то глобальная экономия! Но мы посчитали, что экономии нет. Я даже думаю, что будет минус. Они говорят, что на все коллективы получится 1 миллиард 200 миллионов экономии. А у нас бюджет 8 миллиардов — одного нашего коллектива. А они на 4 коллективах собирались сэкономить 1,2 миллиарда. Но они не учитывают того, что если в состав филармонии приходит 400 дополнительных человек, то неужели никого не надо будет добавить в штат администрации самой Филармонии? Предстоит дополнительно нанять бухгалтеров, администраторов, так взять дополнительных 400 человек на те же кадры — это утопия!"
А в это время бухгалтеры, администраторы, костюмеры и другие люди, которые работают в штате самих коллективов и знают их специфику, будут сокращены. Причем, с обязательной в таком случае выплатой выходного пособия и компенсаций. Но дело не только в том, что придется уволить своих людей, эмоционально рассказывает художественный руководитель ансамбля "Хорошки" Валентина Гаевая. Объединять же в итоге будут не только людей, но и весь их сценический инвентарь, чтобы потом всем "колхозом" пользоваться.
"Вы не представляете, какой кровью дались мне эти костюмы! И что это за костюмы: их нельзя стирать, так как там корсет да и сшиты они на конкретного человека. И вот кто-то его будет надевать, а потом я что своей танцовщице скажу: "Надевай его"? Но мне все, что у нас есть, придется сдать: и костюмы, и инструментарий. И будут давать их любому, кто там что-то придумал... Знаете, я не могу на такое пойти. Они не понимают: я это с такими трудностями все собрала: людей искала, которые мне это сделают, последнюю копейку на это отдавала! Это все надо беречь! А я просто потеряю костюмы, потеряю весь наш инструментарий!"
Валентина Гаевая
Собеседники Еврорадио не скрывают и заботы о своей личной судьбе: что будет с ними после "оптимизации"? С людьми, которые создали свои коллективы и положили на них и жизнь, и творческую энергию?
"Ну, вам же не сказали, что после вхождения в состав Филармонии "Хорошкам" больше не будут нужны ваши услуги?", — аккуратно интересуемся у Валентины Гаевой.
"Скажут, обязательно скажут! — машет она руками в ответ. — Кого же им еще не оптимизировать прежде всего, как пенсионеров? Вот с меня и начнут. Я же им давно, как заноза в одном месте"...
Не имеет на этот счет оптимизма и Валентин Дудкевич.
"В Филармонии есть художественный руководитель. А я получусь художественный руководитель №2. Вы представляете ситуацию: я в своем коллективе художественный руководитель №2! Я привык отвечать за то, что я делаю, а в этом плане, творческом, я не привык и не хочу подчиняться. Коллектив я создал по образу и подобию своему, а в творчестве не может быть демократии, никаких демократических течений — это исключительно диктатура! Я этого хочу и я всю жизнь это делаю. И на это тратится очень много времени. Да, я приготовлю себе преемника, но это не может диктоваться извне — такого не может быть!"
Оба собеседника сходятся в одном: объединение их коллективов и филармонии плохо скажется на творчестве, и в результате коллективы либо вообще перестанут существовать, либо превратятся в нечто мало кому интересное. Ко всему, переживает Валентина Гаевая, вряд ли ей удастся сохранить все три детских группы танца, которые существуют при "Хорошках".
Что на этот счет думают в Министерстве культуры? И вообще, действительно ли существуют такие объединяющие планы — официального же приказа нет.
В пятницу в Минкульте на работе только заместитель министра Василий Черник. Чиновник признается: он не занимается этим направлением отечественной культуры. Тем не менее, информацию об объединении четырех названных коллективов в составе Филармонии называет "слухами".
"Слухи! Их может очень много быть! Но пока что это только слухи!" — уверяет замминистра.
Слова чиновника опровергает Валентин Дудкевич.
"Было соответствующая совещание у министра, и я ему прямо сказал: "Знаете что, я же человек государственный — напишите мне приказ, и я сделаю. У меня же выхода нет. Или я это не сделаю и уйду". Ну, в государственных отношениях по-другому ведь и быть не может. Но этого приказа нет! Вот, мне должен прийти приказ письменный — у меня его нет. И со мной постоянно ведутся переговоры, которые сводятся к тому, чтобы мы этого захотели. С нами ведут устные беседы: сначала со всеми вместе, а потом с каждым в отдельности. Хотят, чтобы мы в итоге сказали: "Ну, давайте, сделайте нам это!" А я на первом же заседании министру и написал, и сказал, что я в любом случае буду апеллировать выше, но с этим я категорически не согласен. А тот себе тихонько молчит и что-то там тихонько шевелится. Такая вот ситуация, какая с их стороны, сверху, боязливая, я так думаю".
Валентин Дудкевич
И добавляет: "Хотите проводить оптимизацию чиновников и бюджетников, так не надо начинать ее с самых бедных, а начните с себя". Коллегу поддерживает Валентина Гаевая и делится секретом: называет цифру средней зарплаты участников известного на весь мир коллектива "Хорошки" — 2,5 миллиона рублей. И ее лично зарплата до 5 миллионов в месяц не дотягивает. Почти такие же зарплаты и в ансамбле танца, добавляет Дудкевич.
Фото Змитра Лукашука