“Я — психолог. Вот как я готовлю ребёнка к школе”. Личный опыт Анны Матуляк

Анна Матуляк и её дочки

Анна Матуляк и её дочки / @rubanau_collage

— Как вы готовили детей к школе, чтобы они хотели туда ходить, с интересом учились, а ещё — умели за себя постоять в новом коллективе?

С этим вопросом накануне нового учебного года Еврорадио обратилось к директорке Института современной психотерапии в Вильнюсе Анне Матуляк. Специалистка воспитывает двух дочерей. Старшей — уже двадцать. Девушка закончила школу в Беларуси и получает высшее образование в Польше. Младшей — семь, она переходит во второй класс Белорусской гимназии в Литве.

— Конечно, это во многом разный опыт. Разные дети, разные школы, разные страны... Общее — то, что для любого ребёнка в любой стране поход в школу — это кризисный этап. Потому что школа — это социальный институт, который целенаправленно заточен на оценку и оценивание (особенно в Беларуси). И это кризис не только для детей, но и для родителей, которые также тревожатся за то, что плод их творения, если так можно выразиться, будут оценивать.

Очень многое зависит от системы образования и учителей. Насколько педагоги не только заинтересованы в системе оценивания школьников, но и способны понимать, что тем психологически сложно включаться в этот новый период.

 

Дети и… взрослые дети

Анна рассказывает, что процесс привыкания к школьной жизни у младшей дочери проходит более плавно, чем в своё время у старшей. Собеседница связывает это с тем, что дочь ходит в гимназию с нулевого класса.

Детям разрешали приносить с собой игрушки — любимый мишка мог сидеть на парте, “наблюдать” за тем, как девочка учится, и “ждать”, когда она с ним поиграет после занятий. 

“Я — психолог. Вот как я готовлю ребёнка к школе”. Личный опыт Анны Матуляк
У каждого был свой любимый мишка / unsplash.com

С другой стороны, администрация гимназии постепенно вовлекала детей в учебный процесс. Они занимались, посещали общие для гимназистов мероприятия, могли “подглядывать” за старшими — и им становилось любопытно.

— Далеко не все дети психологически подготовлены к школе, — говорит специалистка. — Нельзя сказать, что каждый ребёнок, которому исполнилось семь лет, готов сидеть за партой и внимательно слушать учителя весь урок. Можно быть готовым к школе интеллектуально — рано научиться читать, писать и считать, но при этом быть эмоционально незрелым: не понимать своих чувств, не уметь управлять ими. А именно с приходом в школу эмоций становится больше.

Ребёнок может быть не мотивирован на учебную деятельность, потому что ведущей у него всё ещё остаётся игровая. Поэтому очень важно то, какой педагог работает с детьми с самого начала. Им нужен проводник, который сможет провести их по этому пути — своей добротой и теплом.

Анна вспоминает, что старшая дочь пошла в школу после детского сада. C первой учительницей повезло — та была действительно доброй и любила учеников.

С другой стороны, в школе сразу дали понять, что теперь нужно “делать всё строго по правилам” — между классной и домашней работой должно быть определённое количество клеточек, дневники должны быть единого образца, и так во многом. 

“Я — психолог. Вот как я готовлю ребёнка к школе”. Личный опыт Анны Матуляк
Во время урока / unsplash.com

“И у меня так было”

С системой образования в Беларуси всё ясно. И хорошо, когда там встречаются педагоги, которые любят свою профессию и детей, несмотря на низкие зарплаты и количество дополнительной бумажной работы.

А если не повезло? Могут ли родители сделать что-то сами, чтобы дети не возненавидели школу с первых дней?

— Рассказывать ребёнку о том, что школа — это интересно, значит врать ему, — предупреждает Анна Матуляк. — В школе достаточно много нудной рутины, которую просто нужно выполнять. И она далеко не для всех детей будет интересна и увлекательна. Особенно когда мы говорим про белорусскую систему образования, где нет приоритета заинтересовать и удивить детей каким-то новым ракурсом, но есть задача впихнуть знания 20-25 ученикам в классе.

Поэтому говорить о том, что школа — это весело, неправильно, но и говорить, что это скучно, тоже неверно.

Что же делать?

Детям нравится слушать истории из детства родителей. Я знала, с какими сложностями могут столкнуться мои дочери в школе, поэтому рассказывала о себе.

“Я — психолог. Вот как я готовлю ребёнка к школе”. Личный опыт Анны Матуляк
Необязательно ходить только по музеям / unsplash.com

Как научить детей защищать свои границы

Попадая в школу, дети часто сталкиваются с нарушением личных границ. Анна Матуляк вспоминает два случая в белорусской школе.

— Один раз учительница нашла телефон в уборной для девочек. Вместо того чтобы позвонить по первому номеру и узнать, чей это телефон, она залезла в галерею с фотографиями.

Там не было ничего страшного, но фотографии дочери ей не понравились. Сначала учительница высказала своё недовольство ей, потом вызвала в школу нас. Муж пришёл и дал понять, что она не должна была залезать в галерею. Всё.

Ещё одна история была во время учёбы в пятом классе, когда учительница назвала детей дебилами.  

Дочь пришла домой и спросила у нас: “Не будете ли вы ругать меня за двойку? Я не хочу готовить домашнее задание и собираюсь объявить учительнице бойкот”. Так она условно согласовала с нами последствия своего поступка.

Она действительно встала и сказала, что не подготовила домашнее задание, потому что учительница обзывает детей, а так быть не должно. Разумеется, та возмутилась ещё больше, но случай был не единственный. Позже подключились родители, и учительницу уволили.

Психолог говорит, что есть способ подготовить детей к подобным ситуациям и научить отстаивать свои границы, но зачастую папы и мамы не готовы его принять.

— Чтобы ребёнок мог противостоять нарушению своих границ и защитить себя, у него должен быть опыт такого поведения с самыми близкими людьми — с родителями. Мамы и папы должны помогать ребёнку узнавать его личные границы, не нарушать их и помогать защищать.

Наш личный эмоциональный опыт будет сильнее всех слов. Если мама сама не стучит в комнату, когда заходит, она может десять раз просить стучать своих детей, но это будет неубедительно, поскольку нет личного примера.

“Я — психолог. Вот как я готовлю ребёнка к школе”. Личный опыт Анны Матуляк
Семья Анны Матуляк / Архив психологини

Дети попадают в социум, и социум их шокирует

Придя в школу, ребёнок попадает в класс, где учится много других детей. И кто знает, чего от них ждать. Можно ли подготовить детей к жизни в большом коллективе?

— Здесь будет иметь значение опыт, с которым ребёнок сталкивался до похода в школу, — отвечает собеседница Еврорадио. — Если он один в семье, в основном сидел дома или максимум играл на площадке, где было еще несколько детей, то, попав в класс, он всё равно какое-то время будет в шоке.

Чтобы следить за важными новостями, подпишитесь на канал Еврорадио в Telegram.

Мы каждый день публикуем видео о жизни в Беларуси на Youtube-канале. Подписаться можно тут.

Последние новости

Главное

Выбор редакции