За месяц на платных дорогах зафиксировали 110 тысяч нарушений
Это около 11 миллионов евро штрафов! Штрафник-рекордсмен, не зная о новой системе оплаты, наездил почти на 5 тысяч евро, после чего бросил машину.
Система платных дорог Beltoll работает в Беларуси уже второй месяц. Как узнало Еврорадио, только за первый день работы было около 7 тысяч нарушений. За все время система зафиксировала около 110 тысяч нарушений.
На крупные штрафы попали и белорусы, и иностранцы. Эксперты отмечают, что причина в плохом информировании людей.
За что чаще всего штрафуют водителей и как избежать проблем, Еврорадио рассказывает замначальника управления контроля на платных дорогах Транспортной инспекции Александр Екшевич.
Еврорадио: Кого чаще всего штрафуют — иностранцев или белорусов?
Александр Екшевич: В базе около 110 тысяч нарушений. Из них 45 тысяч белорусских и 65 тысяч нарушений иностранцев.
Еврорадио: Как много нарушений может быть у одного человека?
Александр Екшевич: Один человек может иметь несколько нарушений. Бывает, что людей штрафуют на тысячу евро, две тысячи евро. Рекорд у нас был 4 700 евро. Иностранцы ввозят сюда временно автомобили. Ездят тут без проблем. Но раз в 3 месяца им надо выехать за границу, и там их ждут неприятные новости. Был случай, когда человек ездил под рамками каждый день и не знал, что должен платить. Машина оформлена на организацию. Он наездил 4 700 евро, и когда предъявили штраф, просто вышел из машины и сказал: о’кей, если организации эта машина нужна, то пусть выкупает. Теперь авто стоит на штрафстоянке.
Еврорадио: Какие размеры штрафов?
Александр Екшевич: Это не совсем правильно называть штрафом. Человек должен был оплатить за дорогу в установленном порядке, но не заплатил. И ему выставляют плату в увеличенном размере. Для легковых автомобилей — это 100 евро, для грузовых — 260 за одно нарушение.
Есть еще ситуация, когда оплата происходит, но не в полном размере. Например, когда у грузовой машины неправильно выставлено количество осей. Или перепутаны устройства для нескольких автомобилей. В этом случае выставляется неполная оплата в увеличенном размере. Для грузовых — 130 евро, для легковых — 50 евро.
Еврорадио: Штрафуют за каждый проезд под рамкой?
Александр Екшевич: Нет. Рамка группирует нарушения за 2 часа. Человек проезжает без оплаты под первой рамкой, и у него фиксируется нарушение. С этого момента система отсчитывает 2 часа. Если за эти 2 часа он успел проехать еще под несколькими рамками, то нарушения не суммируют, а считают как одно. Если ехать быстро, то можно проехать несколько рамок за 2 часа. По истечении 2 часов нарушение закрывается и выставляется плата в увеличенном размере.
Еврорадио: Получается, что ездить без устройства очень невыгодно?
Александр Екшевич: Если взять двухосный грузовик и расстояние 300 километров, проезд стоил бы 24 евро. Такое расстояние он вряд ли проедет за 2 часа, а значит, получит 2 штрафа по 260 евро в сумме — 520 евро.
Еврорадио: Отчего ж тогда так много нарушений?
Александр Екшевич: Все ссылаются на недостаток понятийной информации на границе, отсутствие понятных знаков на дороге. Иностранцы не знают часто, что в Беларуси такая система и что они должны покупать бортовые устройства. Они едут себе спокойно в Минск с Каменного Лога, а потом попадают в неприятную ситуацию. На дорогах, конечно, знаки есть, но мы считаем, что этого недостаточно.
Еврорадио: А что вы планируете с этим делать?
Александр Екшевич: Дело в том, что, согласно законодательству, за знаки отвечает Минтранспорта совместно с “Капш телематик сервисиз" — оператором системы. На каждом совещании мы поднимаем вопрос по информированию. Вот недавно мне сказали: не переживайте, мы установим еще 6 бигбордов. Но, исходя из картинки этих бигбордов, не совсем понятно, почему иностранцам надо платить.
Еврорадио: Я видел некоторые из этих бигбордов, и там в принципе не понятно, кто и где должен платить. На них просто призыв к тому, что за дороги надо платить. Но с этим никто и не спорит.
Александр Екшевич: Бигборд — это ведь не знак, и он выглядит как реклама. По нему не совсем понятно, кто должен платить и как. Это вопрос довольно серьезный. Но оператор уверяет, что через МИД сообщил соседним странам, а они должны были донести эту информацию своим гражданам через СМИ.
Еврорадио: Сколько человек оплатило штрафы?
Александр Екшевич: Из 45 тысяч белорусов около 300 штрафов оплачено, ситуация усложняется тем, что с момента выставления штрафа у всех есть 15 дней на подачу претензий оператору. Все подают в надежде, что их штраф отменят.
Еврорадио: Мало кто хочет платить даже 100, а иногда тысячу евро. А иностранцы сколько оплатили штрафов?
Александр Екшевич: По иностранцам около 11 тысяч нарушений закрыто. У них тоже есть 30 дней на оплату, но так как автомобиль на иностранных номерах, то он блокируется.
Еврорадио: Выехать за границу автомобиль не может, пока не оплатит?
Александр Екшевич: Да. Получается, что он не может пересечь границу, пока не оплатит штраф. По карте пересечения границы надо зайти в транспортную инспекцию. Там автомобиль проверяют. Но они платят, пишут претензию, и бывали случаи, когда деньги возвращали, потому что была ошибка системы.
Еврорадио: Когда были возвраты?
Александр Екшевич: В первые дни работы системы был вал нарушений. И, наверное, система немного подтормаживала при передаче данных. Человек проезжал под рамкой, она его фотографировала и ждала оплаты, но оплата проходила с задержкой. Автомобиль попадал и в нарушители, и через какое-то время происходило списание средств со счета. В таких случаях они нам присылали списки, и мы по ним возвращали деньги или закрывали нарушение. Работы нам, конечно, подкинули не мало.
Еврорадио: Какие еще бывали ошибки системы?
Александр Екшевич: Операторы "Капша" или операторы на пунктах выдачи могут ошибаться. Вбить не ту букву или цифру. Ехал автобус на немецких номерах. Там была немецкая буква ü. Оператор не нашел ее и вбил просто u. Сами понимаете, чем это закончилось.
Еврорадио: Какие наиболее распространенные нарушения и как их избежать?
Александр Екшевич: Последнее время стало много нарушений среди иностранцев на легковых автомобилях. Эти машины были ввезены до ввода системы. Люди не обратили внимание, и сейчас, когда заканчивается временный ввоз, они пересекают границу, а у них накопилось много нарушений. Основная проблема, что, въезжая в Беларусь, они не покупают бортовые устройства, наверное, потому что не знают, что должны платить.
Среди иностранцев в основном идут нарушители, у которых атермальное металлизированное лобовое стекло. Это легковые автомобили в основном французского производства. При въезде они приобретают бортовое и кладут деньги на счет. Но их лобовое стекло не позволяет произвести считывание и списание денег.
Выяснилось, что во всех таких машинах есть определенные окошки, куда надо клеить устройство. На стекле, к сожалению, ничего не нарисовано. На днях разбирались с автомобилем весьма новым Opel Insignia, и у него есть два окошка таких.
Буквально на днях приезжал еще человек на Peugeot с аналогичной ситуацией. Я искал ему инструкцию, нашел. Людей почему-то отправляют сюда, хотя мы тут можем только принять оплату штрафа. Но мы стараемся разобраться, почему так происходит.
В таких машинах обычно плохо работают навигаторы и радар-детекторы. Стекло плохо пропускает радиоволны. Вот Ford C-Max не доклеил буквально 5 сантиметров. Чуть выше — и штрафа бы не было.
Еврорадио: И как поступить в такой ситуации? Ведь человек добросовестно купил устройство.
Александр Екшевич: Они пишут претензию оператору. Но, насколько я знаю, "Капш" настаивает на том, что пользователь должен читать инструкцию.
На днях поймали гражданина Австрии с таким стеклом. Он попал 7 раз. На 700 евро. Оплатил, конечно, но звонил в Австрию, ругался, и куда только ни звонил. Мы его спросили: “У нас в Беларуси австрийская система. Неужели у вас такого нет?” На что он клялся, что у них такого нет.
Еврорадио: В Европе на стекло просто клеят наклейки. Купил, скажем, в Австрии за 7 евро такой стикер, приклеил и езди спокойно 10 дней везде. Почему у нас все так сложно?
Александр Екшевич: Такой вариант был выбран Минтранспорта. Мы только за наклейки. Beltoll тоже сейчас загружен претензиями с утра до вечера. Все их люди занимаются ответами на эти претензии. Сами представьте: 110 тысяч штрафов, если пожалуется даже 20%, какое количество выстроится. Ко мне первое время была очередь почти до выхода.
Еврорадио: Очень много штрафов среди белорусов. На чем попадаются они?
Александр Екшевич: С большего все уже получили бортовые, но некоторые все еще ездят без них. Мы пытались обзванивать первое время, когда было много нарушений, но реакции не последовало.
Недавно приходил водитель. Он доставляет пластиковые окна на автобусе больше 3,5 тонны. Говорит, что не смотрит принципиально белорусские новости. Знаки и бигборды видел, но не понял, что это его касается.
Белорусы на транзитных номерах, которые гонят машину из Европы, тоже должны платить за дорогу.
Грузовые автомобили часто нарушают, когда ездят, не пополняя счет, хотя прибор их об этом предупреждает. Или неправильно выставляют количество осей.
Еврорадио: Как можно выставить неправильно?
Александр Екшевич: По умолчанию забито 2 оси. А дополнительные не учитываются. На бортовом есть кнопка, которая подсвечивает цифру с количеством осей. Однократное нажатие подсвечивает. Если нажать и подержать — увеличивает количество осей. На это просто не обращают внимания от незнания. Например, в случае пополнения счета наличными количество осей снова сбрасывается до двух, и водители не обращают внимания — получают штраф.
Также проблема с подвесными осями. Если у водителя поднята одна ось, то по правилам он не может выставить количество осей меньше.
Часто перепутывают бортовые, когда организация получает на большое количество транспорта коробочки. Они одинаковые, но их не подписывают, а просто раздают водителям. Но на каждую машину должно быть свое устройство.
Иногда бортовое попадает в черный список. Такое случается, когда фирма подала документы, а водитель не дождался и оформил на себя. Получается, что на один номер два бортовых: на физлицо и юрлицо — что является нарушением. Бортовое вносят в черный список, и это считается неоплатой.
Также у белорусов много проблем с желтыми номерами. Бортовое водители оформляют на обычные номера, а свою коммерческую деятельность осуществляют на желтом. Сейчас на сайте Beltoll рекомендуют иметь два бортовых в таких случаях.
Еврорадио: Они оформили на белый, а ездят по желтому?
Александр Екшевич: Да. Система сравнивает номер, а он не совпадает.
Еврорадио: Какие еще нарушения бывают у белорусов?
Александр Екшевич: Очень много автомобилей ввозили под 6-й Декрет, когда, возможно, завышалась масса, чтоб попасть под категорию С и не платить растаможку. Lincoln Navigator, например, у них базовая комплектация 2 700, а навороченная — 3504, и он уже грузовой. И должен платить. Причем по грузовым тарифам и штраф, как грузовой.
Все, прежде чем попасть в нарушители, проходят проверку по базам ГАИ, и там есть данные техпаспорта, где указана масса.
Еврорадио: Но массы машин из России в нашей базе нет? Как система оценивает?
Александр Екшевич: Стоит датчик, который оценивает габариты. На границе, если человек не согласен, показывает техпаспорт, и нарушение закрывают. Был случай с автомобилем Iveco, у него грузоподъемность 5 тонн, а в техпаспорте указано 3,2 тонны. Почему — не понятно, но он не платит.
Еврорадио: На одном видео устройство заворачивали в фольгу, чтобы не платить. Получается, что этих ребят должны были оштрафовать? Может, кто-то пытался скручивать номера?
Александр Екшевич: Пытаются, листики вставляют. Обычно это заканчивается не очень хорошо. Чтобы распознать номер, стоит инфракрасная камера. Даже если номер замазан слоем грязи или наждачкой затерт — его будет видно. Такие есть, но немного. Обычно это экспериментаторы, которые пытаются в фольгу завернуть и проверить — пикает, не пикает. Оно пикает, а если не пикает, то фотографирует.
По правилам, если не прошло считывание, как говорят в народе, не пикнуло, водитель должен остановиться и позвонить на горячую линию. Там разговоры записывают, и это потом учитывают при разбирательстве.