Завод-банкрот. Славная история "Мотовело" с бесславным концом
Фото с форумов Onliner.by
22 июня стало известно, что гендиректор "Мотовело" Николай Ладутько подал в Экономический суд заявление о банкротстве завода. Бывший мэр Минска, назначенный "вытягивать" предприятие после ареста его предыдущего владельца — бизнесмена Александра Муравьёва — увы, не увидел лучшего выхода для ситуации, в которой оказался ММВЗ.
В советское время "Мотовело" был визитной карточкой Беларуси, одним из символов страны. Банкротство завода — это конец славной истории, длиной в 72 года.
6 ноября 1945 года — день основания завода. Через месяц в Минск прибыл первый эшелон со станками, вывезенными с немецкого завода DKW.
1947 — завод собрал первые 10 велосипедов из деталей собственного производства. К концу года собрано 6580 велосипедов.
1951 — в Минске стартует производство мотоциклов. Сначала это "Москва" М1А, а после — 125-кубовый "Минск". К короткому названию завода добавляется приставка "мото-", а аббревиатура теперь звучит как ММВЗ — "Минский мотоциклетно-велосипедный завод".
Завод становится визитной карточкой Беларуси — "сборочного цеха" СССР. В год ММВЗ выпускает 800-900 тысяч велосипедов и до 200 тысяч мотоциклов. На минских велосипедах катаются по всему Советскому союзу. А если у молодого человека есть мотоцикл "Минск" — это, считай, жизнь удалась!
После распада СССР завод некоторое время оставался одним из лидеров белорусской промышленности, незначительно сокращая объёмы производства и практически не теряя рынки сбыта.
1999 — завод преобразовывается в ОАО и активно торгует велосипедами на российском рынке и в странах Азии.
2005 — дела у ММВЗ идёт всё хуже и хуже. Предприятие вытесняют с азиатских рынков. Рабочие "Мотовело", недовольные низкими зарплатами, начинают забастовку и перекрывают Партизанский проспект.
2006 — Мингорисполком начинает спасать "Мотовело". Заводу выделяется 17,3 млрд. рублей субсидий.
2007-2011 годы — за 15,6 млрд рублей (около 7,25 млн долларов) завод покупает австрийская компания АТЕС Holding Gmbh, которую возглавляет белорусский бизнесмен Александр Муравьев. В собственность предприятия переходит 99,7% акций "Мотовело". Завод осовременивает бренды AIST и MINSK (вместо буквы I в последнем появляется единичка: M1NSK), но сокращает производство "до объёмов, обусловленных рынком", начинает сборку квадроциклов.
Сентябрь 2013 года — Александр Лукашенко недоволен положением дел на "Мотовело". Обещание инвестора нарастить производство велосипедов не выполняется, четверть производственных корпусов сдаётся в аренду.
Июнь 2015 года — Александра Муравьёва задерживают и обвиняют в мошенничестве. Мол, завод зарабатывает на аренде площадей, а станки по цене металлолома уходят в Литву. Гендиректором ОАО "Мотовело" назначается Николай Ладутько, бывший председатель Мингорисполкома.
2016 — Власти решают судьбу завода. Оказывается, износ отдельных станков достигает 100%. Ладутько заявляет, что для восстановления производства нужно потратить $50 млн за шесть лет, а "для начала нужно порядка $7 млн". В 2016 году завод показывает убыток в 7,5 млн рублей ($3,5 млн). Рассматривается вариант банкротства и создания на месте "Мотовело" нового предприятия, а также вариант реструктуризации долга перед кредиторами.
Январь 2017 года — Муравьёва приговаривают к 11 годам лишения свободы. Акции "Мотовело" конфисковываются в пользу государства.
В апреле 2017 года собрано 2,3 тысячи велосипедов, а за четыре месяца 2017 года — 10,9 тысяч велосипедов. При этом Беларусь умудрилась экспортировать в 10 раз больше — 116 тысяч великов, а импортировала ещё больше: 142 тысячи велосипедов.
Июнь 2017 года — руководство завода подаёт в Экономический суд заявление о банкротстве. Как пишет TUT.by, у "Мотовело" есть долги перед 7 банками. Сумма требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества "Мотовело", составляет $61,3 млн — 187% стоимости активов, а по денежным обязательствам, неоспариваемая должником, — 59,3 млн рублей. Помимо долгов перед банками, "Мотовело" должен бюджету и сотрудникам 700 тысяч рублей.