Белорусам доведётся создавать нацию в эпоху Интернета

Создать нацию в эпоху Интернета — и стать первыми! Об этом в интервью Еврорадио рассуждает философ Владимир Мацкевич Давайте начнём с вашего видения философии. Возможно ли при помощи философии решить проблемы государства? Вот, например, ваш коллега философ Валентин Акудович считает, что нет.

Мацкевич: У нас с Акудовичем есть различие в том, как мы видим философию, её роль и место в общественной жизни. Акудович настаивает на том, что философия — для философии. Что это некая такая мечтательская вещь, у которой не должно быть цепей практики, которая её ограничивала бы.

Я же провожу мысль, что философия не существует в вакууме. Всегда источником философствования является определённая практическая проблема. Поэтому практиком, с которым ведётся философская коммуникация, обычно наиболее отчётливо является политик. И политика как практика требует определённого философского осмысления, обоснования, проблематизации и критики.

Я говорю, что Беларусь — это проблема, которая даёт определённую почву, чтобы, стоя на ней, философствовать, даёт проблемы, задаёт смысл и миссию философствования.

Какие белорусские проблемы сегодня вы считаете самыми важными для философского осмысления?


Ещё никогда ни одна страна, ни одна нация не становилась нацией и не получала самостоятельность в эпоху постмодерна, в эпоху потребительского информационного общества — медийной цивилизации, как мы имеем это сегодня. Все нации, которые мы знаем и которые можем брать за пример, начинали своё становление во время, когда самым быстрым средством массовой информации были ежедневные газеты.

Большинство создававшей нацию информации распространялось через календари, которые выпускались раз в год и содержали в себе нациеобразующие стихи, отрывки из художественных произведений, определённую мифологию... Распространялись они среди людей, которые по сегодняшним меркам имели начальное образование, умевших читать. И это создавало такое трансцендентное единство — когда много разных людей, живущих каждый отдельной жизнью, имели определённую общую часть сознания.

Технологии создания наций или возникновения наций как таковых — они все касаются той эпохи, когда были такие средства информации. А сегодня с той скоростью, с которой люди передвигаются по планете, со скоростью распространения информации через Интернет — создать нацию очень тяжело. И мы в этом смысле, можно сказать, пионеры.

Что условия другие — понятно. Но они стали проще или сложнее?


Значительно сложнее. В Средневековье скорость отношений между людьми была не быстрее паровоза. И распространение информации было не быстрее суток.

Большинство информации распространялось очень и очень медленно. Можно было написать книгу, и эта книга доходила до всех образованных людей создающейся нации на протяжении нескольких лет. Её многие читали. В течении этих нескольких лет её обсуждали, на неё ориентировались, на ней воспитывались дети. И так создавалось это единство, которое мы сегодня принимаем за национальный менталитет или национальное сознание.

А как сделать это, если сегодня каждый образованный человек может написать и выпустить книжку? И если в то время появлялся талантливый литератор, у него был шанс стать известным всей нации. Сегодня, если каждый напишет книжку, он будет известен небольшому кругу людей.

Ну не скажите. А как же "Гарри Поттер"?

Это другое. Это феномен медийной цивилизации — когда продукт раскручивают, когда используют определённые технологии для того, чтобы сделать из книги бизнес-продукт. Представьте себе стихи Ходановича, чтобы их учили на память, чтобы их исполнял не сам Ходанович, а много-много образованных людей читали друг другу стихи Ходановича. Представить себе такое в медийной цивилизации невозможно!

Почему? Запросто. Стихи Ходановича, которые поёт Лявон Вольский....

Ага, давайте ещё "Три черепахи" вспомним или "Волшебного кролика"...

Чтобы сформировать нацию, белорусам нужно изобрести самолёт: иначе это займёт сотни лет

Остаётся ли сегодня язык признаком нации?

Уже нет. Сегодняшняя нация не может быть создана на основе единого общего языка для всей нации. Потому что большинство информации образованные люди получают на других языках, а не на национальном языке.

Возможно, проблема не в этом, а в том, что все считают, что нация уже создана?

Про Беларусь так мало кто считает. В Беларуси многие "ящички культуры" не содержали в себе никакого смысла... Белорусы не находили себе места во времени. На сегодняшний день большая часть белорусской идентичности строится именно на пространстве, на земле.

Белорусы скорее исповедуют себя как жители определённой территории, а не граждане определённой нации. Доминирует не гражданская идентичность, а территориальная. И поэтому "тутейшесть", которую кто-то принимает, а кто-то опровергает, больше подходит вот этой глубинной идентичности белорусов, чем что-либо другое.

Хорошо было тем нациям, которые появлялись естественным образом от Средневековья до Нового времени. Они сами создавали перечень тех ящичков, которые им нужно было заполнить. Там могли быть ящички для религии, для литературы, науки... А там опоздавшие нации имели такой "джентльменский набор" культурных ниш, культурных мест, которые должны быть заполнены, чтобы нация могла сказать: "Мы не хуже других". И нужно было быстренько-быстренько что-то туда положить.

Как это можно было положить?

С одной стороны — проводя археологию знаний и восстанавливая историю. Нужно найти в истории что-то, что у нас когда-то отобрали. Есть ещё один способ — университет. Без университета нации не появляются.

Наша проблема ещё в том, что мы можем заполнить эти "ящички культуры", но ведь мы почти ничего не можем оттуда достать. Культура требует, чтобы там не просто что-то лежало мёртвым грузом, а чтобы этим могли пользоваться.

И если мы можем гордиться взлётом Виленского университета времён филоматов и филоретов, то протянуть туда живую цепочку, чтобы через ученика, учителя, которым был учеником того учителя и так это тянулось до нарбута или ещё кого-то, — невозможно. Гордиться можно, но без этой живой цепочки каждое новое поколение вынуждено создавать всё заново. Есть вещи, которые не создаются таким образом.

Это как тот анекдот про немецкого садовника, который приехал в Англию учиться выращиванию газонов и спрашивает: "Как вы делаете такие красивые газоны?". "Всё очень просто, — говорит английский садовник. — Всего только два действия: стричь и поливать, стричь и поливать". "Я тоже это делаю!" — говорит немецкий садовник. "И сколько?" — "Уже три года...". "Э-э-э, ещё 297 лет и у вас, может, что-нибудь получится". Так и тут.

Так что, нам теперь, как тем немцам, нужно 297 лет ждать, пока не создастся нация?

Нам нужно понять, что если мы будем идти традиционным путём, то это путь длиной в несколько сотен лет. Если мы хотим пройти этот путь быстрей, нужно не бежать быстрей или катиться, свернувшись в клубочек, — надо изобрести или паровоз, или самолёт.

И какой это может быть паровоз? Что это может быть вообще?

Я о чём и говорю. Никто никогда не создавал нацию во времена медийной цивилизации, постмодерна и т.д. Это значит, что мы пионеры, и поэтому искать у кого-то примеры или рецепты — смысла никакого нет. Нужно изобрести приспособление, которое даст нам возможность перескочить все не очень существенные, не очень значительные отрезки на этом пути.

Но это что-то такое материальное, что можно потрогать?

Я думаю, что да. И я думаю, что это, во-первых, составление институций, единственной функцией которых будет мышление. Те люди, всё время которых расписано на работу, не способны к изобретательству и креативу. Это значит, что они должны выделить из своей среды людей, основной функцией которых будет мыслить.

Я когда-то написал, что наша главная задача — думать Беларусь. Думание происходит коллективно. Поэтому я знаю два субъекта, которые могли бы взять на себя эту главную функцию — думать Беларусь. Это социальные институты: университет и партия. Они должны быть нашей главной заботой. О них нужно заботиться, а не об электорате, надоях и т.д.

В Беларуси нет университета. А без университета нет нации…

Значит, думать Беларусь должны университеты и партии. С университетами понятно, а что вы имеете в виду, когда говорите "партии"?

Партии как мыслящие субъекты, которые обсуждают, критикуют, вырабатывают подходы, а не просто борются за власть на выборах. Партии, которые нужны в этом смысле, — это скорее такие клубы, человеческие комплексы, в которых бродит, передвигается, обсуждается, критикуется мысль о будущем страны. Такие партии появляются не всегда. И первая задача сегодняшних партий — это именно такие функции, а не борьба за власть.

Второй субъект, в котором происходит такой масштаб думания Беларуси, — это университет. Университету в этом смысле конкуренции нет. Без университета ничего не будет. Но на сегодняшний день в Беларуси, к сожалению, нет университета.

Ведь в университете в непосредственной коммуникации находятся все дееспособные поколения людей. Нет больше такого общественного института, где вместе находятся все — от маленьких выпускников школ до старых профессоров, которые уже только и могут, что показываться на мероприятиях вроде гаудеамуса.

Все эти поколения находятся в непосредственной живой коммуникации. Солидный человек, уже звезда науки, приходит к студентам объяснять им, которые ещё ничего об этом не знают, азы, самое начало наук... Затем профессор должен руководить дипломной работой выпускника. Потом он участвует в научном споре на защите диссертаций, а потом ещё его коллеги дают ему отзывы на собственную работу.

Вот люди, которые находятся в университете, находятся в постоянной, непрерывной задумчивости. Результат университета — выпуск небольшого круга людей, которые расходятся по стране, сохраняя связи между собою. Университет создаёт поколения, которые и делают потом страну.

Но ведь у нас же также есть всё то, что вы перечислили! Дипломы, диссертации...

Ничего из этого у нас нет, потому что у нас уже давно нет защиты диссертаций, нет научного спора, академической дискуссии и т.д. Защита диссертаций симулируется. Всё на самом деле решается вне университета.

И ещё одна вещь. Университет обязательно должен владеть экономической автономией. Когда вы подчиняете университет Министерству образования или кому-то ещё, когда защита диссертаций утверждается ВАКом, университет теряет свою автономию, там нет свободы. Без экономической свободы и автономии университетов не бывает. Бывает ПТУ, что у нас и есть.

Возможно ли использовать современные медийные средства для создания  нации — Интернет, другие онлайн-медиа?

Думаю, да, но при определённых условиях. Каждая искусственная вещь требует некоторого времени, чтобы появились виртуозы владения ею. А чтобы появились виртуозы, необходимы соревнование и конкуренция. Без соревнования и конкуренции ничего не будет.

Поэтому если сегодня, например, появились блоги как очень быстрый способ создания информации, распространения новостей и т.д. — пока не начнётся изучение этого как явления, рейтингирование, конкуренция и соревнование, то и использовать это будет очень сложно. Интернет — это же ещё такая молодая вещь, что мы с большим трудом можем ею пользоваться.

Заинтересовано ли государство в том, чтобы родить нацию?

Государство должно было бы быть в этом заинтересовано. Но когда мы имеем в виду конкретное государство, белорусское — то всё получается не так.

В таком случае можно ли создать нацию без поддержки государства?

Думаю, было бы очень хорошо сделать это вместе. Есть такие задачи, в которых только слагая усилия государства, гражданского общества, церкви, деловых структур — только вместе можно что-то сделать.

Нужно предложить Мэлу Гибсону снять кровавый боевик на древнем белорусском языке

Как можно использовать современные медийные средства в создании нации?

Ну, например, почему бы не написать сценарий по "Неизвестной войне" Сагановича и не предложить Мэлу Гибсону снять кровавый жестокий боевик, у которого была бы большая аудитория, чем у "Апокалипсиса", "Страстей Христовых" или "Храброго сердца". И чтобы это обязательно было на древнем белорусском языке без перевода. И я думаю, что сознательный, социально ответственный белорусский бизнес мог бы скинуться на такой проект. И тогда Голливуд работал бы на нас. Ну и так далее. Здесь много могло бы быть таких идей по использованию современных средств.

Мы и в этом смысле пионеры: можно сказать, что на нас весь мир смотрит и надеется, что мы это сделаем в конце концов.

Это может произойти случайно?

Думаю, что случайно такие вещи не происходят. Случайно можно засветить рентгеновским излучением пластинки. Но ведь чтобы рассмотреть в этом не какую-то нелепость, а неизвестное природное  явление, нужно иметь мозги. Так и здесь — можно случайно сесть в лужу, но ведь создать мост через эту лужу случайно невозможно. Ни одна обезьяна за несколько сотен лет даже не напечатает художественное произведение.

А если это будет не обезьяна, а умный образованный человек, который просто не имел целью что-то создавать, а сделал это случайно...

Давайте поставим вопрос так: возможно ли, чтобы Моцарт родился в Беларуси? Ладно Моцарт — хотя бы Александр Рыбак! Родиться-то можно где угодно, но чтобы стать Моцартом, нужны соответствующие социальные условия.

С другой стороны, тот же футболист Глеб стал известным и один из лучших, играя на асфальте. Играй он на траве, кто знает, может, он таким и не стал бы.

Но ведь он может выращивать свой талант и оттачивать своё мастерство только там. И раскрыться это мастерство может не во дворовой команде, а только в команде, которая борется за чемпионский титул. Возьмём даже ту же попсу. Алёна Свиридова — могла бы она стать тем, кем является, иметь свою аудиторию в Минске? И так за что ни возьмитесь...

Среду нужно создавать.

Фото: http://worvik.com

Последние новости

Главное

Выбор редакции