Борис Петрович: "Мне привычнее вручать премии другим..."

Про современность белорусской литературы, про “Дзеяслоў” ("Глагол") и про другие части речи Еврорадио разговаривает с нынешним лауреатом премии “Глиняный Велес” прозаиком Борисом Петровичем. Литературная премия “Глиняный Велес” основана 15 лет назад. Среди её лауреатов – Игорь Бобков, Алесь Рязанов, Владимир Орлов, Славомир Адамович, Пётр Васюченко, Сергей Дубовец. На днях к этой почетной компании присоединился Борис Петрович – прозаик и главный редактор журнала “Дзеяслоў”. Он получил “велеса” за книгу “Жыць ня страшна”, всего на один голос опередив автора поэтического сборника “Анадыямена” Галину Дубенецкую.

Сергей Дубовец однажды сказал, что не надо ничего выдумывать, а сюжеты надо искать исключительно в действительности. А вам действительность подбрасывает сюжеты?

Борис Петрович
: “Мы с Сергеем давно дружим, и издавна в каком-то смысле спорим. Для себя я когда-то взял за девиз слова Фолкнера: “Выдумывать правду”. Это значит – отталкиваться от жизни, но не переносить её на бумагу таким, какой она есть, а додумывать её. Додумывать, не бросаясь в чистую фантасмагорию или во что-то искусственное, а именно правду.

И поэтому иногда мои произведения воспринимают как реалистичные и автобиографичные, хотя на самом деле там нет ни повседневных реалий, ни моей биографии... Хотя то, что я пишу вроде реалистично и вроде от своего имени иногда сбивает с панталыку и критиков, и читателей... Это и хорошо, и плохо! Хорошо, что читатель верит мне, что он не замечает подвоха и неправды. Но меня смущает то, что часто написанное воспринимается прямо, что это было, есть, что это со мной произошло...”

Почему все пятеро финалистов “Глиняного Велеса” напечатали свои книги в негосударственных изданиях?

Борис Петрович: “Мне кажется, что есть постулат на все времена: настоящая литература всегда остаётся в оппозиции к государству. Это мы констатировали в первом номере “Дзеяслова”, и я от этого не отказываюсь. Сколько бы людей ни переходило к официальной стороне, часть всё равно останется в оппозиции. В оппозиции если не к государству, так к какой-то ситуации, к людям.

Другое дело – сегодня есть раздел на два писательские союзы. В тот союз входить около 300 человек – но кого с их мы знаем? Это те люди, которые имеют возможность печататься в государственных изданиях – “Пламя”, “Молодость”, “Неман”. Это те люди, которые выдают свои книги в официальных издательствах. В тот же “Художественной литературы” и в других... Но где их книги, где их продукция?!

Я думаю, что жюри премии “Глиняный Велес” руководстовалось не тем, где вышла книга, а объективным фактором – насколько это качественная литература. Мне кажется, что этот фактор останется, насколько бы далеко ни пошла оттепель”.

Ощущаете ли вы себя звездой? Изменилось ли что-нибудь в вашей жизни?

Борис Петрович
: “Нет, абсолютно ничего не изменилось. И звездой я себя не чувствую, как и не чувствовал... Обычное дело!

Единственное, что: к сожалению, в Беларуси сегодня мало премий, и не только государственных, но и независимых. Здесь наша страна очень отличается от соседей, где каждое издание имеет свою премию, где многие государственные учреждения имеют премии для писателей. Жаль, что так происходит... Но я думаю, что ситуация потихоньку будет изменяться”.

Но есть мнение, что премий должно быть немного. Потому что когда премий много, девальвируется само это явление! Если можно наградить каждого, премия не есть показатель качества.

Борис Петрович: “По большому счёту, так оно и есть. Но должна быть градация среди самих премий... Правда,  мне более привычно не получать, а самому давать премии другим.

У нас при журнале “Дзеяслоў” есть своя премия, которая вручается на протяжении пяти лет. Каждый год у нас по три лауреата, и среди них – много интересных прозаиков и поэтов. А сейчас встаёт ещё одна, очень важная номинация – критика. Ещё одну номинацию – публицистику – мы пока что обходим, и, возможно, зря. Но колеблемся: стоит ли расширять количество номинантов, не произойдёт ли та самая девальвация?”

Если судить по журналу “Дзеяслоў”, какие жанры сейчас в Беларуси находятся в упадке? А в какие, напротив, люди идут всегда? Критика, эссеистика – популярные ли они сейчас?

Борис Петрович
: “Эти жанры стали популярны в 1990-е, вместе с тем, как на постсоветскую территорию пришла свобода. И их популярность, как мне кажется, год от года растёт.

Но у нас не забывают и жанры, которые всегда были популярны в Беларуси. Если брать прозу – так это историческая проза. При том чаще всего это романы – не рассказики и не эссе.

В журнале мы стараемся давать материалы не только про литературу. Потому что, к сожалению, в Беларуси нет издания, целиком посвященного кино, или музыке, или искусству...”

Или только критике...

Борис Петрович: “Или только критике, да. И вот если говорить об упадке каких-то жанров, так прежде всего вспоминается критика”.

Не составляет ли проблемы набрать материалов на 6 номеров журнала за год?


Борис Петрович
: “Что касается поэзии и прозы – здесь у нас иногда собирается очередь... Потому что мы берёмся печатать всё: от самых молодых авторов до живых классиков. Всё это поместить в одном номере иногда очень тяжело”.

Является ли, по вашему мнению, частью белорусской литературы русскоязычное творчество тех, кто живёт на территории Беларуси?

Борис Петрович
: “Вопрос и сложный, и простой. И ответ сразу на поверхности. Русскоязычная литература, где бы она ни писалась, – это вклад в русский язык, русскую культуру и литературу. Белорусской литературой она ни в коем случае не является.

С другой стороны, мы же не отказываемся от творчества тех писателей, которые жили в России и писали по-белорусски. Они являются белорусскими литераторами! Например, Владимир Дубовко большую часть своей жизни прожил в Москве, но, тем не менее, он писал по-белорусски, и он безусловно – белорусский литератор”.

Каждый победитель “Глиняного Велеса” должен составить речь для церемонии вручения премии. Как лауреат Нобелевской премии – выступить перед слушателями с речью. Думали ли вы, о чём будете говорить в своей речи?

Борис Петрович
: “Нет, ещё не успел. Для меня эта победа была большой неожиданностью. Потому что другие кандидаты были более чем достойные. И я думаю, что если бы в этом году победил Андрей Ходонович, или Юрий Станкевич, или Галина Дубенецкая, никто бы не удивился”.

Искренне желаем Борису Петровичу приятного мартовского путешествия в Полоцк – за “Глиняным Велесом”!

Фото Юлии Дорошкевич, "Наша Ніва".

Последние новости

Главное

Выбор редакции