Брест-а-порте: город, который становится столицей моды — а вы и не заметили
Барабанщик Би-2 Борис Лифшиц обожает костюмы от брестчанки Наталии Ляховец. В минском тренд-парке полно стендов молодых брестских брендов. А россияне, которые раньше приезжали на шоппинг на брестский трикотажный рынок, сейчас приходят за покупками в брестские онлайн-ритейлеры. Товары оттуда уезжают и в российские поселки за полярным кругом, а еще в Австралию, США, страны Европы.
С феноменом брестских дизайнеров, о которых знают немногие белорусы и многие россияне, разбиралось Еврорадио.
“Люблю шить для красивых людей”
Наталья Ляховец плакала каждый раз, как смотрела документальный фильм про дизайнера Александра Маккуина. Ее наряды есть у многих российских селебрити, но она говорит — чтобы называться дизайнером, нужно достичь уровня Маккуина.
Барабанщик Би-2 решил не дожидаться этого момента. Он уже сейчас не отправляется на гастроли без нарядов от Ляховец. Плюс к этому, Наталия вошла в состав разработчиков мерча группы.
А начинала работать Наталия на одной из брестских фирм. Там отшивали одежду, которая огромными партиями уезжала в Россию.
— Феномен Бреста в том, что там всегда было много швейных фирм, можно получить огромный опыт. Я уехала оттуда десять лет назад, и уже тогда число фирм исчислялось сотнями. Главным образом, это частные компании.
Владелица одной из таких компаний заметила Наталию, перевела ее работать в лабораторию. Та компания в основном работала на российский рынок, порой в месяц отшивали десять тысяч единиц. Но очень уж модничать боялись — вдруг покупательницы не поймут.
Но именно тогда будущая дизайнер начала учиться рисунку и решила стать модельером. Потом — "Мельница моды", похвала Александра Варламова.
— И тогда я решила — я дизайнер, — смеется женщина.
Тогда, 10 лет назад, на одной из брестских фирм Наталии сказали — ты слишком модная для нас. Но для российских селебрити она оказалась модной в самую меру.
— Недавно мне позвонили из Москвы. Говорят — нужно сшить костюм Ване Дмитриенко [пятнадцатилетний автор хита “Венера-Юпитер” с 15-ю миллионами просмотров на YouTube]. Как только я кому-то рассказываю, мне говорят — ну ничего себе! Я спрашиваю — а ничего, что я для Би-2 тоже шью? — опять смеется Наталия.
Она признается — очень любит шить одежду для красивых людей. Барабанщик Би-2 Борис Лифшиц оказался идеальной моделью.
От Австралии до Ямала
Запрос в гугле “одежда белорусских производителей” выдаст больше десятка интернет-магазинов, у каждого из которых есть зеркало для русскоязычной аудитории. Цены там будут представлены не только в белорусских, но и в русских рублях, долларах и евро. О том, куда продукция белорусских брендов отправляется чаще всего, Еврорадио поговорило с менеджером одного из таких онлайн-ритейлеров Podium-Brest Ольгой.
Кратко описать географию продаж можно так — от Ямало-Ненецкого автономного округа на линии полярного круга до Австралии. Об истории превращения Бреста в столицу pret-a-porter расскажем подробнее.
— Брест — территориально очень интересный регион. Мы находимся на границе, у нас первых стартовало швейное производство. С тканями, с фурнитурой мы познакомились давно и лично. В нулевых, когда рынок насытился дешевым товаром, когда началась волна падения доллара, часть компаний, которые ориентировались на быстрые деньги, развалились. Исчезли все, кто работал на, казалось бы, бездонную Россию. Конкурировать с дешевой одеждой из Китая и Туркмении Беларусь не могла. Тогда в Бресте остались только те производства, которые имели серьезный опыт, руководители которых знали, как выделиться. Из семисот швейных компаний закрылось больше половины. Остались сильные, креативные, интересные производства.
Ольга говорит, что брестские бренды эволюционируют не только от года к году, но даже от коллекции к коллекции. За рубежом, например, в Европе, США, Австралии, первыми становятся эмигранты. Старшему поколению нравятся старые добрые модели платьев с блестками, их дети открывают для себя работы молодых дизайнеров. От них о брестских онлайн-магазинах узнают местные жители, и тогда эмигрант становится переводчиком, а австралиец — клиентом брестских дизайнеров.
— Когда люди видят стоимость трех платьев, они готовы заплатить за пересылку и ждать два месяца, когда заказ придет в Австралию. Потому что там за эти деньги они даже одного платья не купят, — говорит Ольга.
Россияне белорусскую одежду по-прежнему любят, но не только в Москве.
— О существовании некоторых населенных пунктов я узнала только поработав с онлайн-магазином. Иногда доставка туда возможно только авиапочтой.
Позволить себе сотрудничать с крупными онлайн-ретейлерами многие белорусские бренды просто не могут.
— Специфика работы швейных компаний в том, что это быстрая индустрия. За сезон ассортимент меняется два-три раза. А некоторые известные онлайн-магазины требуют замораживать коллекцию на три-четыре месяца. Компания, которая за сезон меняет 3-4 коллекции, не может себе этого позволить.
А что знают о брестских брендах белорусы?
Молодежь покупает молча, их вообще не нужно убеждать обратить на что-то внимание.
— Они не будут переспрашивать, мнется ли лен. Это поколение, которое ориентируется на интуицию, им не нужна лишняя информация. Это поколение действия. А есть категория дам постарше, которые порой воспринимают менеджера интернет-магазина как подружку и собеседника.
Называть Брест столицей моды в полном смысле Ольга не берется. Мы сходимся на том, что Брест можно считать столицей pret-a-porter.
— Но если говорить об удобной одежде среднего ценника, рассчитанной на среднестатистическую белорусскую семью, то Брест вполне может быть здесь столицей.
И, кстати, от возраста чувство вкуса не зависит.
— У нас есть прекрасная клиентка, отметившая 80-летие. В прошлом году у нее была задача купить жилет из стальной ткани. Утепленный стеганый спортивный жилет. Бабушка сказала — дети и внуки меня любят модной. И таких у нас становится много.
Как почувствовать моду: опыт бренда R.O.S.E
Не все могут позволить себе дорогие бренды. Но можно попробовать подобрать образ, который будет выглядеть дорого и стильно, в шоу-румах белорусских дизайнеров.
Оксана и Катя — подруги. Они просто хотели шить то, что приятно было бы видеть в собственном гардеробе. Так родился бренд R.O.S.E.
И хоть профильного образования у дизайнеров нет, зато есть любовь к моде и чувство стиля.
— Клиенты всегда выделяли наши швы. Мы с Катей распарывали собственную дорогую брендовую одежду, изучали, как сделан каждый шов. А потом повторяли их в своих коллекциях. Нам хотелось, чтобы даже каждый шов изделия был крутым и качественным.
Переосмыслением коллекций с мировых подиумов заняты и мировые бренды масс-маркета. Но не нужно сравнивать условную Zara с брендами, локализованными в Беларуси, говорит Оксана.
— Мы не повторяем одну модель тысячу раз. Каждую “единичку” изделия бережем. Разумеется, чем меньше платьев мы отшиваем, тем выше наценка. Это простая математика. К тому же, и ткани мы закупаем у поставщиков. В отличие от нас, мировые производители масс-маркета могут себе позволить купить ткани напрямую в Турции или Китае.
Костюмы и платья Оксаны и Кати иногда уезжают не только в Минск, но и в Россию, Украину, европейские страны. Бывали заказы и из США, и из ОАЭ.
— Дизайнеров в Бресте меньше не становится, рождаются все новые и новые бренды. Здесь уже оформилось сообщество людей, которые работают с текстилем. У кого-то есть свои фабрики, свое производство, свои наемные сотрудники, у кого-то — только лаборатория. А чтобы и государственные компании подтянулись до уровня индивидуальных дизайнеров, среди сотрудников должны работать креативные люди, которые работают над собой, развиваются, стремятся познакомиться с тенденциями моды. А для этого нужен живой, креативный ум.
Чтобы следить за важными новостями, подпишитесь на канал Еврорадио в Telegram.
Мы каждый день публикуем видео о жизни в Беларуси на Youtube-канале. Подписаться можно тут.