"Идея "оскаровского" фильма родилась в очереди в американское посольство"
30 августа в минских кинотеатрах стартует прокат фильма "Хрусталь" белорусского режиссёра из Нью-Йорка Дарьи Жук. Картина особенная: впервые за 20 лет Беларусь решила выдвинуть фильм на "Оскар" в категории "Лучший иностранный фильм", и выбор пал именно на кино Дарьи. В интервью Еврорадио Дарья рассказала, как создавался фильм, о чём он и как это — когда твоё творение оценивают зрители и критики престижных кинофорумов.
Дарья Жук родилась в Минске. Закончила Гарвардский и Колумбийский университеты, работала на телеканале НВО, сняла несколько короткометражных фильмов. "Хрусталь" — её первый опыт в полнометражном кино. Мировая премьера фильма прошла на кинофестивале в Карловых Варах. Лента была показана на фестивалях в Нью-Йорке, Котбусе, Таллине, Одессе. В Таллине и Одессе получила награды. Сюжет фильма разворачивается в 90-е в Минске: девушка-диджей мечтает уехать в Америку, но делает ошибку в документах на визу. В фильме показаны рейвы 90-х, стихийные рынки и мечта молодёжи об эмиграции.
"Однажды я долго стояла за визой в очереди в американское посольство"
Однажды я долго стояла за визой в очереди в американское посольство в Минске и поняла, что эта очередь было бы хорошей сценой в кино. Люди, стоящие со мной рядом, переживали, оголяли душу, готовы были рассказать всю свою жизнь. Эта тема у меня осталась в сознании. А потом, 10 лет назад, произошла совершенно курьёзная история с одной моей подругой: она подала липовые документы в посольство и попала в передрягу, которая и стала завязкой сюжета в "Хрустале". Работать над сюжетом со сценаристкой Хельгой Ландауэр мы начали только несколько лет спустя.
"Фильм о личной свободе"
Для меня это фильм о личной свободе и о невозможности личной свободы — когда люди рядом с тобой тоже несвободны внутри. Вообще это многоуровневый фильм.
"Мне позвонили из Лос-Анжелеса и сказали: "Да! Да, это хорошо!"
Не думала, что люди заинтересуются моим кино. Видимо, нужно было дождаться момента, когда 90-е станут снова актуальными, проснётся интерес к рейв-субкультуре. Поэтому работа над сценарием происходила долго, наскоками. То откладывали, то брались за него снова. В итоге сценарий писался пять лет. А потом, два с половиной года назад, мне позвонили из Лос-Анжелеса и сказали: "Да! Да, это хорошо! Мы дадим 10% финансирования на этот фильм, а остальное ты сама найдёшь". Но это первое "да", когда ты вдруг слышишь, что кто-то понял то, что ты пытаешься сказать, наверное, самое главное.
"Нам нужно срочно выйти замуж и потом срочно развестись"
Первый раз я приехала в Минск снимать фильм, но не получилось запуститься, потому что не было денег. Чувствовала, что эмоционально готова, но производственные вещи складывались не до конца. Это зависело от финансирования. Кто-то приходил, кто-то уходил в плане обещания денег на кино. Это был сентябрь 2016-го. Но к январю я стала понимать, что съёмки неизбежны, и что это должно произойти либо сейчас, либо никогда... Смешанные чувства. Ты ведь очень рискуешь. На самом деле это огромный страх и преодоление себя. Тем более ты делаешь это в первый раз. Да, я сняла много короткометражных работ, но создавать такого объёма работу и одновременно работать с людьми, которых ты раньше не знал, было не просто. Как сказала мой оператор, нам нужно срочно выйти замуж и потом срочно развестись. Потому что ты проводишь день и ночь с новой киносемьёй, и тебе надо наладить телепатические связи, чтобы тебя понимали.
Съёмки проходили в Минске в марте 2017-го года в течение 22 дней. В Германии делали звук, в России — часть спецэффектов. Долгое время я провела в Москве в поиске главной героини. К сожалению, молодёжь уезжает туда учиться, и многие белорусы уже там — я с ними познакомилась. Главную героиню, Велю Сороку, сыграет Алина Насибулина... Я доделала фильм к премьере. Очень сложно доделать кино, когда у тебя нет дедлайна.
"Продюсер Валерий Дмитроченко — это подарок"
Мы познакомились, когда у меня был готов сценарий. То есть, кто-то на небесах нас сложил в одну колоду карт. У него огромный опыт, он хорошо знает 90-е, потому что в то время был одним из первых молодых продюсеров, пришедших на "Беларусьфильм" и начавших работать в независимом кино. Валера каждый вечер мне звонил и спрашивал: "Ну как?". Хороший продюсер — это тот, который думает на три шага вперёд. Важно разговаривать с продюсером не тогда, когда у тебя возникает какая-то проблема, а заранее. Ты обсуждаешь свои страхи, надежды, мысли.
"Нас пригласили в Карловы Вары, а мне хотелось большего"
Нас пригласили в Карловы Вары, а мне хотелось большего. Но в результате я была так рада, что это Карловы Вары, а не Берлин. А то у меня был бы разрыв сердца, если бы это было что-то большее. Оказывается, это такой стресс — первый раз показывать свой фильм зрителям... Я всё пытаюсь к этому привыкнуть, но, наверно, это приходит с годами. Мне просто хотелось перестать быть режиссёром. Момент до показа невыносим, это абсолютно ужасное волнение. Я думала: "Зачем, зачем мы это с собой делаем? Зачем такое мучение?". Но всё хорошо прошло. Зрители были чудесные, о фильме разговаривал весь фестиваль. Местная фестивальная газета, как потом мне призналась одна журналистка, специально старалась поменьше писать о моём фильме, поскольку все только о нём и говорили. Мол, чтобы не думали, что кто-то проплатил хайп вокруг картины.
В Одессе всё было менее волнительно, но более радостно. Ты знаешь, что люди будут смотреть фильм на русском языке, а не читать субтитры, поэтому им проще будет его воспринимать. Это было действительно так. В Одессе совершенно гениальные зрители, которые разговаривают с кинополотном, они это даже делали вслух. Аплодисменты были во время показа. Если в Карловых Варах я высидела показ, то в Одессе меня хватило на полфильма.
"Я не организовывала оскаровский комитет и не ходила на "Беларусьфильм"
Я знаю, что Игорь Поршнев в каком-то интервью говорил, что я принесла документы на "Беларусьфильм". Нет. Мой американский продюсер после съёмок в прошлом году сказала: "У тебя хороший фильм, можно пробовать податься на "Оскар", фильм ждут хорошие фестивали". Этот момент она обговорила с моим белорусским продюсером Валерием Дмитриченко. Мол, картина может быть приличным конкурентом приличным фильмам из других стран. И вот в Беларуси вспомнили, что, наверно, снова можно организовать комитет, который был, но постепенно умер, потому что он не был функциональным. Документами занимались продюсеры. Вообще все эти документы висят в интернете. Их не нужно никуда привозить и никуда отдавать. Это общественная информация, которая была всегда и всем доступна...
Да, "Беларусьфильм" немного помог деньгами — на киностудии у нас был офис, мы использовали натурплощадку "Беларусьфильма". Это были крохи, хотя я всё равно за это очень благодарна.