Композиторы запротестовали против нового закона об авторском праве

Белорусские композиторы и поэты-песенники начали собирать подписи под обращением к депутатам. По их мнению, проект нового закона “Об авторском праве и смежных правах”, который собирается принять Палата представителей, не учитывает интересов именно авторов. Это обстоятельство и заставило творцов обратиться к депутатам, говорит композитор Андрей Костюгов.

Андрей Костюгов: “Авторы написали лист, который сейчас подписывается, который направлен на то, чтобы депутаты нас выслушали. Ведь такие вещи (принятие нового закона – авт.) не должны делаться без учета мнения авторов”.

Инициатором обращения к депутатам выступил Национальный центр интеллектуальной собственности. Именно он монопольно собирает деньги с радиостанций и телевидения за “прокрутку” песен белорусских авторов.

Начальник Центра по коллективному управлению имущественными правами Наццентра Алексей Бичурин рассказал Еврорадио, что заставило их выйти “на тропу войны” с депутатами то, что народные избранники не учли их предложений в новом законопроекте.

Алексей Бичурин: “Все наши предложения были отвергнуты. Хотя мы их согласовали с 15 заинтересованными министерствами и ведомствами, внесли их в правительство. Но на этапе, когда закон попал в парламент, где он теперь находится и рассматривается, и где происходит дальнейшая работа над ним, эти наши предложения были исключены из закона”.

У центра было два основных предложения. Первое, они хотели, чтобы новый закон разрешил им собирать авторское вознаграждение даже для тех авторов, с которыми не подписано соглашение на оказание таких услуг. В центре это называют – "порядок расширенной лицензии".

Алексей Бичурин: “Мы будем собирать со всех и для всех. Всех пользователей загоним в выплату авторского вознаграждения и каждый автор, чьи произведения исполняются, сможет получить вознаграждение в Центре по коллективному управлению. Мы, собрав вознаграждение, пусть даже у нас нет с авторами соглашения, но имея это вознаграждение за конкретный факт использования, в любой момент можем обеспечить его выплату заинтересованному автору. Разумеется, мы будем искать автора и обеспечивать ему выплату вознаграждения”.

Второе же предложение касалось того, чтобы оставить Центр интеллектуальной собственности монополистом в сфере сбора вознаграждений для авторов. Депутаты же хотят, чтобы таких “сборщиков”, стало больше. Алексей Бичурин считает, что только монополист может по-настоящему защитить финансовые права творцов.

Но по мнению заместителя председателя Комиссии по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Николая Казака, если таких организаций станет несколько, то это будет выгодно прежде всего авторам.

Николай Казак: “Я считаю, что это признак либерализации, рыночной экономики: плохо твое право один защищает – пошел ко второму”.

Сегодня композитору, чтобы получать деньги за “прокрутку” его песен, необходимо подписать соглашение с Центром интеллектуальной собственности. И если сам центр хочет собирать деньги даже для тех авторов, с которыми у них соглашения нет, то депутаты выступают за сохранение прежней системы.

Николай Казак: “Должно сначала быть соглашение с автором либо с владельцем прав. Насчет того, что им поручается защищать его интересы. Чтобы автор знал, какая организация будет его интересы защищать”.

Вообще же, такая воинственная позиция Центра вызывает у депутата удивление. По его словам, проект закона пришел к ним на рассмотрение из Совета министров за подписью Сидорского. А Центр интеллектуальной собственности подчиняется именно Совмину. Почему, спрашивает Казак, все предложения не были согласованы сразу там?

В свою очередь, Алексей Бичурин говорит, что с Совмином все было согласовано. И предложения их в проект закона включили. Куда они потом исчезли – он не знает.

Кстати, рассмотрение закона об авторских правах могут отложить до осенней сессии. По словам Николай Казака, в проекте много недоработок.

Последние новости

Главное

Выбор редакции