Кубышкин: Нужно обязать радио, чтобы 20% музыки в эфире было по-белорусски
Через 10 лет после введения обязательных 75% белорусской музыки в эфире музыканты размышляют, как это повлияло на их популярность, и что нужно менять.
Почти 10 лет назад был принят закон, который заставил радиостанции с 1 января 2005 года крутить в эфире не менее 75% белорусских исполнителей. Целью была популяризация отечественной музыки. Причём, уже через год Министерство культуры говорило о гораздо большей заполняемости залов на концертах наших артистов и, как следствие, общее увеличение спроса на них. С другой стороны, радийщики и их слушатели крайне негативно восприняли эту информацию и до сих пор сетуют на закон. Что же думают на этот счёт сами белорусские музыканты?
Лидер BezBileta Виталий Артист с улыбкой признаётся, что каждое утро слышит свои песни по радио и это не может не радовать.
"Уши устали слышать этот вопль о том, что невозможно слушать белорусский музыку, — возмущается Артист. — Всё равно каждый человек сам выбирает, какую музыку ему слушать. Честно, не знаю насколько на наш успех повлияло то, что BezBileta крутится в эфире. Без лишней скромности, мне кажется, у нас с музыкой всё удаётся. Поэтому я не против этого закона. Если он помогает исполнителям, пусть будет!"
Алексей Хлестов вспоминает, что популярность к нему пришла за 8-9 месяцев до введения нормы о 75% белорусской музыки в эфире, поэтому говорить о его влиянии очень сложно.
"Я не вижу проблемы в этой попытке привить вкус к нашему белорусскому продукту. Всё, что мы сейчас делаем — очень качественный продукт! Мне кажется, что мы даже превосходим российскую и украинскую эстраду. То есть я за эти 75% в чистом виде".
Алексей добавляет, что в первые годы после введения нормы, действительно на радио был сильный наплыв непрофессиональных музыкантов, которые решили, что это их шанс. Естественно, это бросало тень и на профессиональных исполнителей.
"Все те, кто хоть раз в жизни пробовал петь, начали себя записывать и потянулись на радио, — говорит первый FM ди-джей страны Андрей Холодинский. — Но говорить о том, что кому это помогло... вряд ли".
А вот известный белорусский продюсер Владимир Кубышкин наоборот убеждён, что поколению музыкантов, которые в этом году празднуют 10-15 лет музыкальной карьеры (Хлестов, Немо, Шаркунова и другие), закон о 75% белорусской музыки очень помог.
"Дело в том, что в первое время авторы, хитмейкеры отдавали в эфир очень много качественного материала, в том числе, написанного и за несколько лет до введения закона, но так и не дойдя до эфира, — объясняет свое видение ситуации Владимир Кубышкин. — Но через лет 5 этот материал закончился! То есть авторы и дальше продолжили писать, но, как и раньше, примерно по одной хорошей песне в квартал. Больше нормальные авторы не пишут, не получается, это общая практика. А соответственно, мы вышли на то, что проблема 75% на сегодняшний день не в том, что мало качественной белорусской музыки в эфире, а в том, что много некачественной".
По мнению продюсера, 75% сейчас уже играют не на пользу. Беларусь маленькая страна для производства необходимого количества радиохитов за месяц, поэтому радийщики вынуждены "добивать" процентный недостаток чем придётся. В результате станции потеряли формат, а с ним и собственное лицо. Как следствие, слушатель перестал относиться к ФМ-эфиру, как к средству прослушивания музыки, теперь радио исключительно фоновое сопровождение. Именно поэтому, несмотря на изначально положительное влияние на белорусскую музыку, сегодня этот закон требует срочных изменений.
"Все белорусские музреды и ди-джеи и так хотят помогать белорусской музыке, — развивает мысль Владимир. — Особенно сейчас, когда в стране происходит подъём патриотизма. Но на мой взгляд, сейчас в поддержке нуждается белорусский язык, а не музыка. Ведь музыка не имеет национальности, а язык имеет. Поэтому я бы сделал очень аккуратно, процентов 20, а может, и меньше именно белорусскоязычной музыки в эфирах, а остальные ограничения убрал бы. Если это невозможно, то нужно очень срочно просто уменьшать этих 75%".
Владимир добавляет, что под 75% попадают и те артисты, которые давно работают за рубежом, и в которых вложены иностранные деньги. Соответственно, их активная ротация на наших станциях никак не помогает именно белорусской музыке, что также следует менять. Но, если отказаться от "белорускости" Алехно, Подольской, Свиридовой, "Би-2" и других, при этом оставив неизменными 75%, то ситуация с радио и сегодняшним отношением к нему ухудшится в разы.