Куда исчезают фильмы Национального конкурса "Лістапада"?
Национальный конкурс на кинофестивале "Лістапад" традиционно открывает новые имена и определяет лидеров в молодом белорусском кино. Правда, фильмы-победители конкурса — "Белорусский психопат" Никиты Лаврецкого, "Гости" Андрея Кутило или мультик "Про вола" Евгения Надточея — в отличие от зарубежных "листопадовских" лент известных режиссеров в минских кинотеатрах пока не крутят. Однако столичный Киновидеопрокат работает сейчас над проектом... "Дни Белорусского кино", где будет как раз показывать фильмы Национального конкурса.
"Мы рассматриваем этот проект — "Дни белорусского кино". Но он не состоится сию секунду, потому что весь репертуар свёрстан до декабря и подписан в Мингорисполкоме", — рапортуют в отделе репертуарного планирования учреждения.
Однако есть и исключения: "ГараШ" Андрея Курейчика, обещает режиссёр, появится в прокате за рамками "Дней белорусского кино" в Беларуси:
"Спрос был большой, и нам предложили такую возможность. Так как не было билетов на многие сеансы "ГараШа" во время "Лістапада", поэтому мы надеемся его показать еще и в Минске, и в других городах. Это, кстати, возможность проверить, насколько белорусский зритель готов ходить в кинотеатры на белорусское кино".
Буквально сегодня Курейчик вылетает в Страсбург, где ожидается европейская премьера "ГараШа". А после проката в Беларуси ленту можно будет посмотреть в интернете.
Также в дороге на международный кинофестиваль "Off Cinema" в Познани находится и автор "Лучшего документального фильма" по итогам "Лістапада-2015" Андрей Кутило. По его словам, "Гости", снятые по заказу польского общественного телевидения, уже были показаны на польских телеканалах. Некоторое время лента находилась в свободном доступе в интернете, но сейчас она заблокирована правообладателями из-за участия в фестивалях:
"Требование большинства международных серьезных фестивалей — чтобы фильм не был доступен в интернете, потому что в ином случае к нему не будет должного внимания со стороны зрителей. Если фильм не имеет потенциала и не собирается участвовать в фестивалях, то он может сразу выбрасываться в интернет", — объясняет Кутило.
По мнению Андрея, в прокате фильм может быть успешным только в том случае, если половину от его бюджета отдать на рекламу или распиарить его так, как сделал это Андрей Курейчик. На документальное кино тоже можно собрать зрителя, но должна быть еще и соответствующая, лёгкая тема, интересная для всех, чего не скажешь о фильме "Гости", где рассказывается о бездомных людях.
"Просто в своем большинстве белорусы не верят, что документальное кино может быть интереснее, чем игровое, в нем больше актуальности и реальной жизни, — продолжает Кутило. — До этого пока люди в большинстве не доросли. Поэтому, если говорить о прокате документалистики, это дело не сегодняшнего и не завтрашнего дня".
Помимо интернета, где хорошо себя чувствует белорусское документальное кино, вспоминает Кутило, есть еще телеканал Беларусь 3, который иногда кроме телевизионных документальных фильмов (то есть, сделанных по заказу телевидения) показывает ленты классического жанра выдающихся мастеров белорусской документалистики — Виктора Ослюка, Галины Адамович и других.
Правда, прошлогодний призер Национального конкурса Анастасия Мирошниченко, которая сняла документальный фильм "Перекресток" о бездомном гомельском художнике Валерии Ляшкевиче, убеждена, что смотреть телеканал Беларусь 3 с его документалистикой просто некому:
"У нас нет культуры любви к документальным фильмам, а массовые просмотры проходят только на "Лістападзе". На нынешнем фестивале было около пяти лент-лидеров сезона 2014-2015 года. Была шикарная программа, был "Тото и его сестры"! А что мы видели? Вечерний показ в "Мире" проходит при полном зале, а на дневные сеансы хорошо, если набирается человек 15! И это при том, что в Варшаве на документальные фильмы билеты разметают за месяц".
"Перекресток" — единственный фильм-победитель прошлого Национального конкурса, который на слуху был целый год. Мало того, что он участвовал во всевозможных европейских конкурсах и фестивалях, права на его показ приобрели французский телеканал ART, шведский SVT, российский канал "Культура".
"Например TV-канал "Россия-Культура" платит меньше, чем шведский или французский телеканал за показ "Перекрестка", но у них такая огромная аудитория зрителей! Ты понимаешь, для чего и зачем ты им предлагаешь свой фильм", — резюмирует Анастасия и говорит, что в ближайшем будущем ожидать ее фильм в интернете не стоит.
Делает рассылку по кинофестивалям и Никита Лаврецкий, владелец приза за "Лучший игровой фильм". По этой же причине "Белорусского психопата", в котором критики видят раннего Джима Джармуша, посмотреть в интернете возможности нет. Режиссёр также написал письмо директору Киновидеопроката Василию Коктышу, в котором предлагает свое кино для показа в кинотеатрах. Однако ответа Лаврецкий пока не получил.
Кстати, из прошлогодних фильмов-победителей Национального конкурса Еврорадио отыскало в интернете лишь документальную ленту Халимы Хасановой "Афганистан. Я помню" и мультфильм "Рондо-Каприччиозо" Игоря Волчека.
Фота: bel.sputnik.by