Леонид Борткевич: "Художественные советы... Чтоб какой-дядя решал... Это ужасно"

Леанід Барткевіч: “Мастацкія саветы… Каб нейкі дзядзя вырашаў… Гэта жудасна”

2 января 2017 года вступит в силу "Кодекс о культуре", который "не имеет аналогов на постсоветском пространстве". Зато Еврорадио нашло в Кодексе кое-что интересное с советского пространства.

Статья 215 Кодекса перечисляет основания для отказа в выдаче гастрольного удостоверения организатору концерта. Среди пунктов о недопустимости пропаганды порнографии и блаблабла указано "заключение художественного совета по культурно-зрелищным мероприятиям о низком художественном уровне исполнения".

Фактически это возвращает нас в советские времена, когда все ВИА и сольные исполнители должны были проходить через художественный совет. Только так можно было получить разрешение на сольный концерт. Заслуженный артист БССР Леонид Борткевич вспоминает, что проблем с художественными советами у “Песняров” не возникало.

"В те времена "Песняры" были на коне, — объясняет музыкант. Да и то, что делал Владимир Мулявин, было высокопрофессионально, поэтому у нас проблем не было, но у многих возникали".

Согласно Кодексу, в состав художественного совета могут входить "творческие работники, представители органов государственного управления, иные юридические лица". То есть любой чиновник может решить, стоит ли белорусам слушать того или иного исполнителя. А это уже пугает...

"Это же ужасно, как и любая цензура, — резко реагирует Леонид Борткевич. Народ же сам видит, какой артист, какая песня ему нравится, на тот концерт он и пойдет. Сейчас так во всем мире. А эти художественные советы... Чтобы какой-то дядя решал... Ему не понравилось там что-то, или у артиста, по его мнению, какое-то лицо не такое, и он... Это такая страшная вещь! Не дай Бог! Зачем!? Кому это понадобилось!? Это же мы снова возвращаемся в те времена! Это шаг назад, я считаю!".

Участвовать в таком совете Леонид Борткевич сразу не соглашается.

Художественные советы в советские времена сильно повлияли на штатный рок-коллектив "Созвездие" при Белорусской филармонии. Очереди за билетами на их концерт выстраивались с самого утра, по популярности в Беларуси группа даже соревновалась с "Песнярами". Но в 1983 году были сфабрикованы письма, что молодежь непристойно ведет себя на этих концертах. На основании чего вышло решение Министерства культуры о расформировании группы. Музыкантов, как ценные кадры, не уволили из филармонии, а просто перевели в аккомпанирующий состав с новыми вокалистами — сначала Светланой Кульпой, а потом Надеждой Микулич.

"Местные администраторы, чтобы как-то привлечь народ на концерты, от руки подписывали на афишах, что выступает группа "Созвездие". Ну и одно отделение в результате мы выполняли свое", вспоминает барабанщик группы Андрей Филатов.  

Гитарист групп "Верасы" и "Алгоритмы" рассказывает, что проблемы начались с 1968 года, когда произошли события в Чехословакии  "тогда в СССР начался андеграунд". Концерты рок-групп просто запрещали, музыкантов, которые играли рок-музыку, исключали из вузов и увольняли с работы.


"Например, Кондрусевича (композитор Владимир Кондрусевич прим. Еврорадио) исключили из Консерватории за то, что они играли музыку "Сreedence" — вспоминал гитарист. — Это же кантри-музыка. Правда, потом его восстановили с обещанием больше не заниматься рок-музыкой".

 

 

В те времена группа "Сябры" также попала под запрет, но частичный. Причиной этому стало не только роковое звучание вокала, но и внешний вид неизменного лидера Анатолия Ярмоленко. не только роковое звучание вокала, но и внешний вид бессменного лидера Анатолия Ярмоленко. "У меня была борода, как у Иисуса Христа, а тогда это было — персона нон грата на телевидении. Когда я раскидывал руки и пел, то это вырезали, такое нельзя было показывать".

При этом Анатолий Иванович считает, что художественные советы на процентов 70 делали доброе дело, так как "заставляли музыкантов более профессионально относиться к творчеству". А сейчас, если бы его пригласили в художественный совет, то он бы посмотрел на ситуацию и принял решение.

"Иногда некоторые вещи все же нужно контролировать, рассуждает музыкант. Я имею в виду с точки зрения этики, эстетики и других подобных вещей. Многому бы сегодня можно было бы не давать хода. Я не говорю сейчас о "Лабутенах", например, и все прочее... Но как-то надо ко всему этому подходить... Много похабности сейчас, и она становится уже привычной".

Анатолий Ярмоленко не верит, что художественные советы вернутся в Беларусь в том виде, в каком они были в СССР.

Ну, и в качестве положительного исторического опыта художественные советы пытались запрещать выступления Владимира Высоцкого, ВИА "Машина времени", "ДДТ", "Мроі" во главе с Левоном Вольским и многих других. Эти музыканты известны и любимы и сегодня, а вот как сложилась судьба членов тех художественных советов... никто не знает.

Последние новости

Главное

Выбор редакции