На выборы какого года пошло наиболее денег (картинки)
До выборов две недели, а агитации от кандидатов почти ноль. Почтовые ящики пусты, избирательные стенды прозрачны даже в центре Минска, а листовок с программами нет даже в штабах.
Ермошина: "Кандидаты не заботятся, чтобы избиратели их знали"
Выборы 2015 стали первыми, когда кандидаты в президенты не получили на агитацию от государства ни копейки. Вместо этого максимальный размер их избирательных фондов был увеличен до 9 тысяч базовых — чуть менее 100 тысяч долларов. Председатель ЦИК Лидия Ермошина говорит, что забрать деньги у кандидатов решили после парламентских выборов 2012-го:
"В 2012 году я забрала деньги себе. В 2010 кандидатам ещё давали деньги. А в 2012 на парламентских выборах мы начали получать массовые жалобы о том, что люди идут на избирательные участки, а кто баллотируется, даже не знают. Мы тогда поняли, что кандидаты в депутаты в принципе не заботятся о том, чтобы избиратель знал о них. Они не осваивают те средства, которые государство даёт им".
Сколько стоит агитация
В принципе, не так и дорого. 3000 цветных листовок формата А4 с программой и красивым портретом кандидата в типографии, где заказывает свою продукцию кандидат Улахович, потянут примерно на 7 миллионов. Около 400 долларов. Выезд на встречу с избирателями в Брест для команды из 4-5 человек может стоить примерно столько же. Только на топливо для одного автомобиля пойдёт около 50 долларов, а ещё аренда зала, питание, гостиница (если с ночёвкой).
Все расходы кандидаты могут оплачивать исключительно официально и из избирательных фондов. Поэтому в этом году словно сможем подсчитать, сколько на выборы потратил каждый из них. Раз в неделю штабы и "Беларусбанк" присылают отчёты в ЦИК.
Самые дорогие выборы — в 2006 году
До 2012 года государство кандидатов финансировало и даже совсем неплохо. Разве только в 1994 году было исключение — тогда на кампанию каждому из них выделили всего по одной тысяче долларов. Уже в 2001 году сумма выросла до 12 тысяч. А в 2006 — до 27. Это был рекорд, тогда же прошли самые дорогие выборы в истории Беларуси — из бюджета на них ушло 16,2 миллиона долларов. Для сравнения, в этом году только 10,2 миллиона.
Причём из этих 10 миллионов около 8 раздадут членам избирательных комиссий в качестве зарплаты. То есть на агитацию, которую ЦИК частично взял в свои руки, предназначено около 2 миллионов. В ЦИК говорят, что на эти деньги напечатают листовки с информацией о каждом из кандидатов и разошлют почти всем избирателям. Первые из них в почтовые ящики начали разбрасывать 24 сентября. Тираж —- 4263200 штук. Портрет кандидата, 4 абзаца с биографией (о Гайдукевиче написали, что любит литературу и рыбалку) и всё. О содержании программы и политических взглядах ни слова.
Нет денег
По мнению председателя ЦИК Лидии Ермошиной проблемы с агитационными материалами стали результатом.. отсутствия денег у кандидатов.
"Что касается нехватки и отсутствия плакатов... Все кандидаты заявляют, что они их делают. И что продукция скоро появится. Единственное, вполне возможно, у них есть проблемы со средствами. Это же нужно деньги ещё насобирать. А у кандидатов такая возможность появилась только после 10 сентября. После регистрации их кандидатами в президенты".
На момент подготовки материала актуальной информации о состоянии избирательных фондов не было. На 16 сентября у Лукашенко было 200 миллионов, 400 тысяч у Короткевич. Штаб Гайдукевича заявляет о 50 миллионах пожертвований. Информация о деньгах Улаховича вообще недоступна. Судя по всему, штаб кандидата-казака ограничился 3000 листовок с программой.