"Нахрен нам те китайцы? Мы сами можем строить — нам деньги надо!"
Корреспондент Еврорадио увидел, как идет строительство Белорусско-китайского индустриального парка, поговорил со строителями, чиновниками и сельчанами
Визит в Беларусь председателя КНР Си Цзиньпина не только принес нашей стране 7 миллиардов китайских кредитов, но и заново привлек внимание к "Белорусско-китайскому индустриальному парку". Руководители страны даже посетили по дороге в аэропорт этот знаковый для белорусско-китайской дружбы объект. Сделал это в тот же день, 12 мая, и я. Надо же собственными глазами увидеть, кто и что там делает, и сколько уже сделано!
Заместитель руководителя администрации "Великого камня" Игорь Лещенок на просьбу провести меня на территорию индустриального парка замечает: "Там же вход свободный — и без меня справитесь"… И объясняет, как добраться до места, где на территории в 80 квадратных километров, что занимает парк, ведутся работы и есть люди, чтобы задавать им "пытаннечки".
Чтобы не заблудиться, еду по известной дороге до аэропорта "Минск-2", у него сворачиваю на Сокол и через километра четыре подлатанной лесной двухполоски прямо на окраине дороги вижу вывеску с надписью по-русски и по-китайски "Индустриальный парк "Великий камень". А еще метров через 50 сосновый лес, будто инородная желтая трещина, рассекает стройка — кладут новую широкую дорогу. Начинаясь от бигборда на узкой дороге "Аэропорт-Сокол", где Лукашенко и Цзиньпин пожимают друг другу руки, будущий проспект теряется где-то за сосновым небосводом.
На окраине леса стоят отечественные "МАЗы" и трактора, английские экскаваторы JCB, ходят рабочие обычной славянской внешности. На контакт идут легко.
"Видишь, идут две дороги? Одну строим мы, вторую — китайцы, — рассказывает один из водителей. — Пока только эта работа. Дали нам по дороге, чтобы посмотреть, кто, что и как сделать может. А потом уже, по-видимому, будут дальше объемы делить. Посмотрим, что нам дадут построить…"
О заработках мой собеседник пока ничего сказать не может — работают первый месяц и еще ничего не получали. О китайцах:
"Мы с ними в Кричеве работали — китайцы как китайцы, нормально мы с ними. Поговорить? А как ты поговоришь с ним, если мы ни черта не понимаем?! Они себе и тут живут, и в Кричеве жили своим городком, на работу организованно группками ходят. Да, и когда говорить? Работу делать надо…"
— Неужели бы мы сами тут, без китайцев, все не построили?! — провоцирую собеседника.
— Китайцы же дают нам свои инвестиции: дали нам деньги и сами хотят их осваивать, — начинает объяснять мне принципы китайского инвестирования белорусский водитель. Но потом затихает и вдруг выдает: Нахрен нам те китайцы? Мы сами можем строить — нам деньги надо!
Машет рукой в сторону китайской части стройки и идет к своему МАЗу. Ну, хоть направление мне показал, где китайцев искать.
"Сегодня, на строительстве работает около 120 китайцев, но скоро их тут будет до 400".
"Китайская" дорога идет параллельно "белорусской" — метров через 300. Тут же стоит разборное административное здание, а через заасфальтированную стоянку — огражденный двухметровым забором жилой китайский городок с разборными одноэтажными казармами. На площади у административного здания рабочие разбирают навес, где приветствовали руководителей государств. Но я еще застал и "римские колонны" в цветах, и все остальные признаки недавнего присутствия тут высоких руководителей. Даже неизвестно для чего над площадкой летал дрон.
У китайских рабочих вторник 12 мая был нерабочим — сам председатель КНР посетил стройку! И все носит отпечаток, что его тут особенно ждали — вокруг зданий и даже уклоны начала "китайской" дороги выложеные аккуратными кусками дерна. На самой дороге — множество китайских и белорусских государственных флагов. На холме вдоль нее гордо поставлены китайские экскаваторы и грузовики.
Там, где пару часов назад ходили руководители Беларуси и Китая, теперь спокойно хожу я, гуляют китайские рабочие, фотографируются на фоне макета будущего индустриального парка и сразу скидывают фотки родственникам на родину.
За тем, как разбирают "президентскую палатку", следят представители белорусской администрации парка. Разговорились…
"В том, что наши бы со строительством справились, нет никаких сомнений! — уверяет меня собеседник. — Но ведь деньги "связаны", есть двусторонние отношения, есть договоренности и потому…"
Сегодня, на строительстве работает "около 120 китайцев, но в скором времени их тут будет до 400". О местном "чайна-тауне" говорит следующее: за порядком на его территории китайцы следят сами и большую часть своего досуга проводят там, но…
— Колючей проволокой тут никто не огораживал — у них у всех есть рабочие визы, разрешение на работу и почему они должны быть ограничены в перемещении? Они могут пойти в местный магазин, что-то приобрести себе — почему нет?
— С местными девушками познакомиться если смогут…
— Им даже "добро" было такое дано — а почему нет?! Они тут легальные работники. Могут съездить в Минск, погулять, посмотреть наши достопримечательности. В их контрактах записано, что они должны выполнять законы страны, в которой находятся. И сегодня они остерегаются выходить за границы своей территории. У них тут контроль поставлен хорошо — не шастают они тут нигде.
И показывает на менеджера проекта с китайской стороны: "Можешь у него переспросить". У менеджера, имя которого плохо воспринял на слух, чтобы завязать разговор, спрашиваю о впечатлениях от Беларуси и белорусов (очень красивая страна и чудесные люди), условиях работы (нас все удовлетворяет), белорусских рабочих-конкурентах (очень хорошо и качественно работают). Наконец спрашиваю о дисциплине, знакомстве с белорусскими девушками и белорусской водкой.
— Я так понимаю, что это шутка просто? Китайцы в Беларусь приехали работать — они думают о том, как заработать больше денег и как усовершенствовать объект. И для них важна безопасность. Вы знаете руководителя администрации парка Андрея Вадимовича Галя? У нас с ним было соглашение: если я смогу хорошо сделать дорогу, то он проставит мне водку, если нет — то я ему. Сообщите через свое радио ему: дорогу я даже усовершенствовал и он уже должен мне проставляться!
"Наглые они все. Вот, как-то выхожу из дома, а на суку моей яблони сидит китаец и грызет яблоко"
От дороги, которую строят китайцы, до ближайших домов деревни Быкачино метров 150. Навстречу по дороге идет интеллигентного вида мужчина, интересуюсь о его отношении к соседству с индустриальным парком и китайцами. Признается, что специально несколько лет назад приобрел в этой лесной деревне дом, потому что устал от города. Не радует его и китайское соседство.
"Наглые они все. Вот как-то выхожу из дома, а на суку моей яблони сидит китаец и грызет яблоко. Я ему кричу: "Ты чего сюда взобрался и жрешь мои яблоки — вали давай!", а он лыбится, типо не понимает, сидит и грызет себе! Покоя я хочу и тишины, понимаешь?"
Наш разговор не остается незамеченным: из-за ворот соседнего дома, делая вид, что занят каким-то делом, к разговору прислушивается еще один сельчанин. Прощаюсь с любителем спокойствия и лесной тишины и подхожу к тому внимательному слушателю — что он думает о городе, который "пришел к его дому"?
— Тут же, возле нас, заводов никаких не будет — жилую зону построят. А города я не боюсь, я из него не убегал — вся жизнь на деревне. Пусть себе строят цивилизацию…
— Опять же, магазины разные рядом будут, поликлиника, стриптиз-бары, — шучу.
— Магазин у нас и так в соседнем Соколе есть, а тут у каждого во дворе машина — это не проблема. А бары те… Не с нашими заработками туда ходить, на стриптизы те…
— Ну, а что китайцы? Правду говорил тот мужик, что по садам яблоки тырят? У вас грядки целые?
— Да нет у них времени где-то шастать! Они же работают без выходных: с утра и допоздна. Месяца два они жили в нашей деревне - дом им один из наших сдал пока им жилье построили. Живут себе там тихонечко в лесу и не видно их…
Кивает в сторону машины, которая едет мимо нас: "Ты вот с ней поговори, все тебе расскажет — наша активистка, классная женщина!" Классную женщину зовут Светлана Королева. Она также из тех, кто специально уехал из столицы на природу. Именно она с самого начала подстрекала местных жителей к противодействию властям — чтобы индустриальный парк строили с другой стороны аэропорта, не в лесу, а на поле. Людей не послушали. Аргумент — там пахотные земли. Главная битва проиграна…
— Получается, что мы все же будем жить в городе. И не просто в городе, а с населением в 350 тысяч жителей. И это будет китайский город.
— Китайский в каком смысле — что тут будут жить одни китайцы?
— Я думаю, что тут будут жить одни китайцы…
— Тоже люди!
— Конечно! И я против китайцев как людей ничего не имею. Но тут уже срабатывает белорусский консерватизм: мы привыкли к нашим лесам, привыкли, что мы маленькая деревня, а теперь тут будет совсем другая жизнь. А еще — сюда приезжают китайцы! Мы, белорусы, конечно, толерантные, но не до такой степени: мы их не знаем, и нам кажется, что у нас будет какая-то угроза. Правда, пока угроза не нам, а нашим лесам. Добиться переноса парка у нас не получилось, и теперь наша задача — хотя бы защитить наш лес, который идет по периметру деревни. Лес этот уникальный, ему уже за 70 лет. А согласно плану строительства парка, в начале деревни должны быть стадион и школа. Если, строя их, вырубят наш лес, то не будет ничего между нами и скоростной трассой. Вы даже себе не представляете, что такое шум скоростной трассы, где разрешены 120 километров в час!
Чтобы лучше отстаивать свои права, жители деревни Быкачино хотят провести деревенский референдум, выбрать своего старосту и зарегистрироваться в качестве юридического лица. Такое местное самоуправление. Кстати, законодательством это разрешено, правда, никто еще этим правом не воспользовался. "Посмотрим, — рассуждает Королева, — сможем ли мы воспользоваться законом "О местном самоуправлении".
Какая же будет польза Беларуси от индустриального парка с нулевым налогообложением, чтобы ради этого вырезать наши леса? Цифра выгоды достигает 50 миллиардов долларов в год.
— Первое, налоги резиденты парка не будут платить только первые 10 лет, объясняет заместитель руководителя администрации парка Игорь Лещенок, - ко всему, подоходный налог и определенные другие они будут платить с первого дня работы. Еще выгода, на какую мы рассчитываем — кооперация с нашими предприятиями через создание совместных предприятий. Плюс, далеко не все запчасти и комплектующие будут привозить из Китая — их будут изготавливать наши производители. Ну, и будет задействована наша рабочая сила.
— Значит, работать на этих китайских заводах будут не только китайцы?
— Все китайские компании, с которыми мы встречались, с которыми у нас подписаны соглашения, говорят, что они заинтересованы в местной рабочей силе. Если только будет нехватка специалистов, тогда будут нанимать иностранцев, в том числе, и китайских. Дело в том, что сегодня мы анализировали этот рынок, китайская рабочая сила даже дороже белорусской. По тем же строительным специальностям. А еще их привези и посели…
Короче, по словам представителя администрации, нам и китайской экспансии не стоит бояться, и природу они обещают беречь, по-видимому, ту, что останется по окончании строительства, и пользу от этого проекта будет иметь и страна, и каждый белорус.
На сегодня, удостоверения резидентов получили 7 компаний, еще 14 — подписали соглашения о намерении стать резидентами парка. Уже в этом году ведущие китайские корпорации ZTE и Huawei начнут строительство высокотехнологичных производств и ожидается, что в следующем году первые производства начнут работать.
Фото: Змитра Лукашука