Наше пение раздражает любителей электроники, а музыка — поклонников этно

20 июня группа Shuma во главе с белорусской рок-княжной Русей презентует свой дебютный альбом "Жніво". Руся и один из продюсеров лонг-плэя Ник Чёрный рассекретили некоторые фишки альбома, признались, что мечтают заработать денег своей музыкой, хотя вряд ли это возможно. А Руся заверила, что больше не слушает музыку, где есть гитара с дисторшн.

Еврорадио: Вашу пластинку ждали несколько лет. Почему она выходит только сейчас?

Руся: Быстро не получилось. Ведь, как известно, в нашей стране музыкой занимаются в основном пассионарные личности, которые вынуждены добывать свой хлеб совсем из других источников. Так что именно отсутствие финансирования тормозило. А процесс создания был очень красивый, глубокий, нежный, со своими проблемами и возвышенными моментами, как история настоящей любви.

Ник Чёрный: Да, альбом долгожданный для всех и для нас. Частично это произошло из-за того, что музыка, которую мы делаем, не самая простая, непросто было соединить архаические, древнеславянские и древнебелорусские песни с современной электронной музыкой, причём, соединить так, чтобы это было клёво, чтобы захватывало максимальное количество молодёжи.

Также одна из причин такой задержки, возможно, в том, что над альбомом работали два продюсера — я и Алексис Скорпиа. Когда работает один, и очень талантливый человек, Лёша, то для того, чтобы подхватить его темп и уровень, нужно время. Это был самый яркий опыт в моей творческой жизни.

Еврорадио: Как сказалось существование двух продюсеров на звучании альбома? Можно, слушая альбом, понимать, что это трек Ника, а это — Алексиса?

Ник Черный: Да, естественно. Причём, из-за этого альбом не получился разбитым, но принадлежность треков можно заметить. Лёша любит мрачный подход к звуку, мистику, холод и его композиции этим как раз пропитаны. Я же более шаловливый и подорванный человек. Поэтому мои композиции более ритмичные, они как будто в постоянном драйве и погоне.

Еврорадио: Изменила ли тебя работа с народной музыкой? Что нового ты для себя открыл?

Ник Чёрный: Я скорее глобалист. И я ещё не был очень далек от различных культурных штук. Но однажды мы выступали с "Шумой" на фестивале за рубежом. Там была тысяча человек. И когда пелась "Искорка", где чисто вокальное белорусскоязычное вступление, я увидел, как кайфуют эти люди от нашего пения и почувствовал гордость, что я белорус. То есть появилась чувство, которое раньше для меня не было характерным. И мне это понравилось, и я подумал, что есть смысл этим заниматься.

Еврорадио: Ваш альбом выходит на российском лейбле. Где музыка Shuma будет более интересна? На Западе или Востоке?

Ник Чёрный: Мы хотим, чтобы она была популярной в первую очередь в наших широтах. Но, естественно, было бы неплохо, чтобы ей заинтересовались на Западе и Востоке, так как на наших географических пространствах очень непросто музыкантам оправдывать свою деятельность именно с финансовой стороны. Но именно с идейной стороны хочется, чтобы интерес был у соотечественников, потому что это всё делалось именно для нас, белорусов.

Еврорадио: Интересует ли музыкальный рынок этно-электроника?

Ник Чёрный: Сейчас вообще все музыканты обращают внимание на этнику в той или иной степени. Например, есть очень крутой британский продюсер Фуртэд, который неоднократно признавался лучшим продюсером DJmag. Теперь он продюсирует турецкого артиста, который использует их диатоники. Получается очень странное звучание, которое сначала отпугивает. Но само понимание, что супергуру и акулы этого рынка обращаются к странному звучанию, говорит о том, что всех уже утомило делать одно и то же. Нужно искать что-то новое, пытаясь добавить колорита в современную музыку.

Еврорадио: То есть, через этно-электронику на большую сцену пробиться легче, чем со своим собственным материалом?

Ник Чёрный: Пробиться легче, когда тебя кто-то "пробивает". А тут просто интереснее работать. Но если ты кого-то копирует, как у нас сейчас популярно — копировать западных коллег, то ты всё равно будешь выступать на местной сцене, ведь артиста, на которого ты ориентируешься, привести дороже, чем пригласить тебя. Не более того. Но там ты будешь интересным, потому что ты копия. А копия всегда хуже.

Еврорадио: Тем не менее, о нашей электронной сцене есть похвальные отзывы и от иностранных специалистов. По-твоему, кто из белорусских электронщиков достоин внимания?

Ник Чёрный: Тот, кто пишет свою музыку.

Руся: Недавно состоялся фестиваль Mental Force. Мы послушали сет Виталия Гармаша — i/dex - это просто что-то невероятное: такая нежная, разборчивая, образованная работа со звуком, эстетикой, инженерией звука! Просто какой-то невероятный был сет. Мы очень впечатлились.

Еврорадио: Почему электронная музыка продолжает быть в Беларуси музыкой не для всех, в то время, когда мир буквально пленён ей?

Руся: Потому что мы медленно развиваемся во всех аспектах: как общество, как страна. Поэтому и переосмысление музыки у нас происходит с опозданием по сравнению с Западной Европой или Америкой.

Ник Чёрный: А разве у нас остальная музыка не для всех (смеётся)? Чем ближе к Британии и Америке, тем больше рабочий музыкальный рынок. И если сравнивать их популярную сцену и нашу, то нашей популярной сцены просто не существует.

Еврорадио: Кстати, что сейчас в тренде в мировой электронной музыке?

Ник Чёрный: Бэйс! Вся музыка завязана на басу. Но это тренд, скорее, не электронной музыки, а в целом всей музыки. Всё теперь движется к тому, что будет бас, "ударка" и клёвый вокал.

Еврорадио: Как распознать границу между массовой и элитарной культурой и к какой из них стремитесь вы?

Ник Чёрный: Мы делаем всё же более элитарную музыку, но стремимся к массовой. Но стремимся к массовой не для того, чтобы заработать много денег или фэнов, а для того, чтобы продвинуть нашу культуру. Но при этом мы не делаем популярную музыку.

Еврорадио: Фолк по сути — результат массовой культуры. Почему в Беларуси он не имеет такой популярности, как, например, в той же Польше или странах Балтии?

Руся: Потому что у нас не популярна белорусская культура, белорусский язык и белорусская идея вообще.

Еврорадио: Ну, теперь, можно сказать о введении беларусскости в мейнстрим. Вот даже трусы появились с белорусским орнаментом, не говоря про всё остальное.

Руся: На трусы я бы попросила не гнать (смеёмся)! Есть такое, наметился тренд. Мы, кстати, очень гордимся, что смогли и создали этот сайт с орнаментами. Но! Процент людей, для которых это что-то значит, по сравнению с количеством людей, которые живут в Беларуси, очень мал. Так что, не стоит себя тешить надеждами и иллюзиями о гиперактивной белоруссизации. Нет. Это просто такой естественный небольшой шаг вперёд, и, во-вторых, это результат работы тех людей, которые занимались уже много лет предыдущей работы в этом направлении.

Еврорадио: Тренд должен повлиять на появление новых фолк-групп или активизации старых. Но в прошлом году вышел только один фолк-альбом. С чем это связано?

Ник Ч1рный: Музыкой в мире и в Беларуси занимается очень много людей. Музыка стала легкодоступным занятием, благодаря цифровым технологиям. Но все копируют друг друга. Например, все рок-группы в Беларуси резко стали "инди", электронщики копируют британцев или немцев, и очень мало кто хочет делать что-то своё. Здесь всё взаимосвязано: если человек не интересуется собственной культурой, то зачем ему заниматься ей в плане музыки? Поэтому они занимаются чужой культурой, которая популярна, которую им навязали.

Еврорадио: Руся, не скучаешь по рок-н-роллу?

Руся: Совсем не скучаю. Время от времени мы созваниваемся с "индиганами" и с теплотой вспоминаем прошлые времена. Но я не переслушиваю наши песни, да и вообще из моего плей-листа исчезли треки, где есть гитара с дисторшном. Никакой рок-музыки не слушаю. Не знаю. Наверное, очень много её было в моей жизни, и как-то так заметно изменились вкусы, и прежде всего благодаря столкновению с архаической культурой. Это такая глубина! Там можно копаться всю жизнь, находить для себя невероятную поддержку и моменты вдохновения. Это мне очень нравится. Это то, где я себя нахожу до сих пор. Также я очень уважаю и люблю электронную музыку благодаря тому, какая широкая палитра звуков и вообще музыкальных инструментов для творческого самовыражения там есть. Ведь если обладаешь фантазией, образованием и вкусом, можно создавать новые мифические миры.

Еврорадио: Вы рассматриваете "Шуму" как коммерческий проект? В результате он должен принести вам деньги и обогатить вас?

Руся: В идеале — конечно (смеётся). Но продавать такую музыку немного сложно, потому что этот стиль оказался на границе двух больших рынков: электронного, где дыгитализация архаики и этники только происходит, и world-music, которая не оперирует электронными звуками. И вот люди, которым интересны world-music, этника, архаика, были бы готовы слушать "Шуму", но их раздражает электронный клубный компонент. А аудиторию и рынок клубной электронной музыки немного смущает народный вокал и непривычная для них мелодика. Поэтому это и есть такой момент, который не позволяет реализовать это намерение, чтобы быть действительно финансово успешными, много где продаваться. Нет. Это наша культурная миссия.

Еврорадио: Shuma — фестивальный или камерный клубный проект?

Руся: Когда мы играем в клубах, мы часто делаем сеты в два раза тише и нежнее поём. Но мне больше нравится выступать на большом звуке, когда вся палитра электронного звучания может раскрыться — и низкие частоты, и высокие, и всё это даёт такое густое музыкальное полотно. Я считаю, что Shuma — это фестивальный проект, прежде всего.

Ник Чёрный: Да, Shuma — фестивальный проект, особенно если учитывать акцент на визуальной части. С нами работает визуальный художник Анастасия Козленок. На клубной электронной сцене от артистов ждут, скорее, фоновой музыки. То есть клуб, это место, куда приходят выпить, познакомиться, немного потанцевать. А на фестивале ныряют в музыку, отдаются музыке. Фестиваль — это как жизнь.

Еврорадио: Как называется альбом? Что за песни в него войдут?

Руся: Альбом называется "Жніво". На данный момент для него готово 10 треков. Они уже сформированы. Но, возможно, мы успеем добавить туда два самых свежих трека. Некоторые из этих песен никто никогда не слышал. Некоторые из них мы играли во время "лайвов" на концертах, некоторые мы выкладывали в интернет.

Презентация нашего альбома состоится 20 июня в ангаре клуба "Хулиган" (Минск, — Еврорадио). Будут диджеи, работавшие раньше с "Шумой", например, ночь откроет Dee Flack. Также будет выступление Shuma voices feat. Ne Tek — мы хотим успеть сделать свои концертные платья, зажечь факелы и погадать, попеть купальские песни. Будут Shumaboy — то есть, вся наша шумовская тусовка — друзья, коллеги, с которыми мы работали и которые влияли на работу "Шумы".

Фото Анны Дрозд

Последние новости

Главное

Выбор редакции