Расследование: как Лукашенко остался должен Венесуэле почти $1,5 млрд
Между Беларусью и Венесуэлой есть не только дружба, но и тайна. И не из дешевых – почти на полтора миллиарда долларов. Белорусский расследовательский центр совместно с венесуэльским изданием Armando.Info и Центром по расследованию коррупции и организованной преступности OCCRP нашёл секретные документы, которые говорят, что у Беларуси перед Венесуэлой имеется немалый долг за поставки нефти, которые были ещё во времена Уго Чавеса.
Однажды в Венесуэле
Некоторое время назад источник из белорусских госорганов передал БРЦ документы, из которых следует, что Беларусь до сих пор полностью не рассчиталась за венесуэльскую нефть. Хотя получила она её более 10 лет назад, ещё во времена президентства Уго Чавеса. Сумма долга приличная – почти $1,5 млрд.
У БРЦ есть копия документа, датированного сентябрем 2015 года, который готовили к совещанию премьер-министра Беларуси. Он указывает, что белорусские власти и вовсе не собиралась возвращать Венесуэле эти деньги. Если кратко, там говорится, что Минск решил "рассматривать задолженность не как беларусский долг, а как помощь Боливарианской Республики Венесуэла".
Журналисты из OCCRP попытались выяснить, планирует ли Венесуэла требовать этот долг, и направили запрос в государственную нефтегазовую компанию Венесуэлы PDVSA, но пока ответа не получили.
Генеральный директор Белорусской нефтяной компании Михаил Костечко, когда ему позвонили из БРЦ, тоже ничего не прокомментировал, потому что, по его словам, вообще не знает, о какой задолженности идёт речь.
Но в документах, которые есть, чётко сказано, что это за долг и откуда он взялся. Речь о девяти миллионах тонн нефти, которая по договорённости с Венесуэлой начала поставляться в Беларусь в разгар "энергетической войны" с Россией.
Дело было в 2010 году. Тогда Кремль не шёл на уступки по объёмам беспошлинных поставок сырья для белорусских НПЗ. Владимир Путин пытался таким образом загнать Беларусь в Евразийский союз на своих условиях. Лукашенко сопротивлялся и полетел к Чавесу, с которым договорился об альтернативных поставках нефти.
Договорённостей удалось достичь в том числе благодаря дружеским отношениям Лукашенко и Чавеса. Ведь помощь друг другу две страны оказывали к тому моменту заметную: Беларусь помогла разработать венесуэльскую систему ПВО, а Венесуэла, в свою очередь, выделила Беларуси кредит на $500 млн.
После этого между странами появились договорённости и о поставках техники, и о добыче нефти, и о строительстве жилья и заводов – в общем, Минск и Каракас объявили о стратегическом партнёрстве. Поэтому не удивительно, что, когда Путин загонял Лукашенко в Евразийский cоюз, уменьшая количество субсидированной нефти для Беларуси, глава последней решил найти другие источники углеводородного сырья. Но самое интересное здесь – это цена, по которой Каракас поставлял Минску нефть, и условия оплаты товара.
По контракту "Белорусская нефтяная компания" покупала у венесуэльской PDVSA 30 млн. тонн нефти сорта "Санта Барбара" или другого сорта по договоренности в 2011-2013 годах. Сырье поступало через порты Чёрного и Балтийского морей на беларусские заводы в Мозыре и Новополоцке.
80% стоимости нефти БНК оплачивала на счёт PDVSA не позднее 35 календарных дней с даты оформления накладной. А оставшиеся 20% аккумулировались в виде обязательства покупателя перед продавцом. Форма исполнения обязательств определялась правительствами Венесуэлы и Беларуси.
Грубо говоря, Беларусь получила скидку на венесуэльскую нефть, пообещав оплатить пятую часть от стоимости позже, но так и не сделала это.
В момент, когда танкеры с нефтью поплыли в Беларусь, венесуэльцы ещё не подозревали, что с ними не рассчитаются. И вместе с белорусами постарались сократить расходы на доставку товара. Была использована такая схема: венесуэльская компания PDVSA продавала "Санта Барбару" в своих портах азербайджанской компании "Сокар", а на белорусские заводы вместо "Санта Барбары" шла азербайджанская нефть марки "Азери Лайт".
Несмотря на все усилия по удешевлению транспортировки, по данным Белстата, российская нефть все равно обходилась Беларуси дешевле венесуэльской и азербайджанской. Однако от сотрудничества с Каракасом и Баку Минск получил свои выгоды: Лукашенко таки удалось выторговать у Путина беспошлинные поставки нефти.
С 2010 по 2012 год Беларусь купила у PDVSA больше 9 млн. тонн сырья и заплатила за них около $7 млрд.
Потом в отношениях Лукашенко и Путина наступили потепления, и Беларусь перестала покупать нефть в Венесуэле. И долг, который образовался по контрактам – 20% от стоимости нефти или почти $1,5 млрд., так за 10 лет и не выплатили. Венесуэла предлагала погасить его, передав ей часть акций "Нафтана", "Минского автомобильного завода" и "Беларусского металлургического завода". Беларусь же выдвинула предложение вернуть деньги белорусскими товарами. Но это кулуарно. А публично задолженности якобы не существовало.
"Вся эта история с нефтью вылилась в то, что Беларусь провела сделку по нерыночной цене. То бишь, она на этом очень серьёзно сэкономила, не доплатила Венесуэле достаточно серьёзную сумму. И сейчас это задолженность с точки зрения Венесуэлы и подарок с точки зрения Беларуси. Этот долг является постоянной темой беларусско-венесуэльских переговоров", – прокомментировал ситуацию Анатолий Котов, бывший дипломат и сотрудник Администрации президента Беларуси.
Несмотря на то, что переговоры по поводу выплаты Минском денег Каракасу ведутся до сих пор, венесуэльская сторона, похоже, официально никаких претензий Беларуси так и не предъявляет. Если она захочет вернуть долг, то может обратиться в международный суд, и тот может постановить взыскать эти деньги. Каракас мог бы направить средства, к примеру, на выплаты нуждающимся в своей стране – уровень благосостояния населения сегодня достаточно низкий.
Дело техники
Нефть – это не единственное, на чём пытались заработать в Венесуэле белорусские власти. Были и другие проекты. К примеру, по договоренности между Лукашенко и Чавесом Беларусь поставляла в Венесуэлу технику, в частности трактора. За них, как выяснили в БРЦ, Беларусь получила больше $270 млн.
Судя по экспортным данным за 2008-2014 годы, продавали трактора Каракасу по специальной цене – примерно в 2 раза выше рыночной. К примеру, пока Куба, Никарагуа и Эль-Сальвадор в 2011 году покупали белорусский трактор за $15-17 тысяч, в Венесуэлу они шли по $45 тысяч.
БРЦ позвонил на "Минский тракторный завод", чтобы узнать, что за трактора поставляли в Венесуэлу, но там разговаривать не захотели.
"Давайте сразу закончим разговор. Не будем мы для вас ничего комментировать", – заявил представитель МТЗ.
А вот другие совместные с Венесуэлой проекты, связанные с техникой, оказались менее успешными. К примеру, заводы по сборке тракторов "Белорус" и грузовиков МАЗ начали строить в штате Баринас в декабре 2010 года и закончили в рекордные сроки – спустя всего полтора года. Общая стоимость проектов оценивалась в $55 млн.
Каждый год на предприятиях планировали выпускать 10 тысяч тракторов и 5 тысяч грузовиков. Беларусь и Венесуэла хотели сбывать продукцию не только местным фермерам, но и соседним странам. Но не сложилось. В 2017 заводы приостановили свою работу – в Венесуэле начался экономический кризис. За пять лет на тракторном заводе в Венесуэле собрали всего около трёх тысяч машин. Примерно такая же ситуация сложилась и на заводе по сборке грузовиков.
Сотрудники БРЦ попытались выяснить на МТЗ и МАЗ, что сейчас происходит на совместных предприятиях, но там отказались говорить по телефону. В декабре прошлого года их коллеги из Венесуэлы ездили на эти заводы и обнаружили, что они не работают.
Заработать на беде
Ещё один неудачный проект, куда ввязалась Беларусь, – строительство жилья. Вскоре после того, как Минск и Каракас заключили нефтяной контракт, в Венесуэле из-за наводнения без крова остались тысячи семей. Чавес запустил программу строительства жилья. Беларуси это дело показалось перспективным, и она решила поучаствовать в нескольких проектах. Самым многообещающим казалось строительство 10 тысяч квартир на территории района "Фуэрте Тиуна" в Каракасе. Стоимость проекта оценивали в $750 млн.
Но, по информации БРЦ, Венесуэла перечислила только малую часть от этой суммы авансом. Потом стройка на долгое время застопорилась.
"Пока платили деньги, белорусы строили. Как только денег не стало, соответственно, никто строить не мог", – поясняет бывший белорусский дипломат Павел Слюнькин, который в 2011-2012 годах работал в "Белзарубежстрой".
Летом 2022 белорусское посольство в Венесуэле отрапортовало наконец, что очередные квадратные метры сданы. И добавило, что пауза была из-за западных санкций, введенных против Беларуси и Венесуэлы. За 15 лет беларусы построили всего 8 тысяч квартир из запланированных 20 тысяч – сдали только один жилой комплекс из трех. Стоимость завершенного проекта в городе Маракай и окрестностях оценивается в $320 млн.
Тайный партнёр
Не только официальный Минск зарабатывал на партнерстве с Венесуэлой. В ходе расследования нашли и бизнесменов, которые смогли получить свою выгоду от дружбы Чавеса и Лукашенко.
И заводы, и жилье в Венесуэле строила компания "Белзарубежстрой". Она появилась в конце весны 2007 года. Ее основали "для выполнения поручений правительства по строительству жилья и других объектов в Венесуэле".
По подсчётам БРЦ, "Белзарубежстрой" выполнил в Венесуэле проекты как минимум на полмиллиарда долларов. Часть этих денег пошла не только государству, но и в частный карман.
Учредителем компании выступили четыре предприятия. Два из них — "Гомельпромстрой" и "Строительный трест № 8" подчинены правительству, а два других – частные. Кто же эти таинственные бизнесмены, составившие компанию властям?
9 июля 2007 года – через месяц с лишним после появления компании "Белзарубежстрой", правительственная делегация из Беларуси отправилась в Каракас. На борту самолёта были тогдашние вице-премьер Владимир Семашко и глава Совета безопасности Виктор Шейман. Лукашенко назначил его курировать белорусские проекты в Венесуэле. Среди пассажиров присутствовал и бизнесмен Виктор Шевцов.
Именно он и стал одним из бенефициаров белорусских проектов в Венесуэле. Тогда Шевцов был ключевым владельцем "Трастбанка".
Еще одним частным участником "Белзарубежстроя" с 39% долей стала фирма "Белпарс" – дочка иранского холдинга Kayson, основанная бизнесменом Мохаммадом Реза Ансари.
Со временем 39% акций "Белзарубежстрой" перешли сначала эмиратской компании Almando, а затем другой эмиратской фирме Alm Investments.
За ними стоит давний партнёр Шевцова, резидент Объединённых Арабских Эмиратов султан Мохаммед Ахмад Аль-Зараим Аль-Сувайди. Но, по сути, строительным бизнесом заправлял Шевцов, который был председателем совета директоров "Белзарубежстрой".
Во время упомянутого выше правительственного визита "Белзарубежстрой" подписал контракт на поставку беларусской техники в Венесуэлу. А через пять месяцев, в декабре 2007 года, когда Лукашенко впервые побывал в Каракасе с официальным визитом, белорусский застройщик получил первый контракт на строительство жилья в штате Арагуа. В 2009 году компания подписала ещё один контракт на строительство завода по выпуску стройматериалов с предполагаемыми инвестициями в $112 млн.
Но самым успешным годом для "Белзарубежстрой" был 2010, когда были заключены новые контракты и на жилье, и на строительство заводов по сборке белорусской техники. Их подписали во время очередного визита Лукашенко в Каракас. То есть, высокопоставленные чиновники лоббировали не только интересы государства в Венесуэле, но и частных лиц.
"В момент расцвета всех этих строительных проектов Шевцов был вхож в достаточно серьёзные кабинеты именно благодаря тому, что пользовался протекцией и помощью друга Уго Чавеса", – рассказал нам Анатолий Котов.
Виктор Шевцов действительно довольно часто путешествовал в компании белорусских чиновников. С помощью "КиберПартизан" БРЦ нашли два его вояжа с Виктором Шейманом, четыре – с Владимиром Семашко, и более 20 – с тогдашним заместителем министра, а затем и министром архитектуры и строительства Анатолием Ничкасовым.
Последнему БРЦ позвонили и попытались выяснить у него, лоббировали ли белорусские чиновники интересы Виктора Шевцова в Венесуэле.
"Зачем вы меня о другом человеке спрашиваете? Я знаю, что министерство делало, что я делал. А вы говорите: путешествовал. Да не путешествовал я. Я выполнял задания правительства по организации строительства в Венесуэле. Это были наши межгосударственные обязательства", – ответил собеседник.
По поводу интересов Шевцова Ничкасов сказал:
"Нет, нет и ещё раз нет. И разговор наш закончен. Больше не беспокойте".
Так кто же этот бизнесмен Виктор Шевцов, которому доверились белорусские высокопоставленные чиновники? Дело в том, что основанный им "Инфобанк" оказывал определённые услуги властям. Как писало издание "Ежедневник", этот банк вырос на посреднических операциях со специфичными странами, в которых в силу остракизма со стороны США и Запада пыталось искать свою нишу руководство Беларуси.
В 2004 году "Инфобанк" Шевцова попал под ограничения США по подозрению в отмывании денег для режима Саддама Хуссейна. Средства были заработаны на сделках в обход программы ООН "Нефть в обмен на продовольствие".
По информации издания "Ежедневник", под иракский проект была создана белорусская компания "Белметаллэнерго". И одним из её бенефициаров, как можно догадаться, был Виктор Шевцов.
Именно "Белметаллэнерго" обеспечила 90% поставок беларусской техники в Ирак. А Ирак платил за это нефтью, которая продавалась на мировом рынке, писало издание "Ежедневник".
В 2014 году после разбирательства США сняли ограничения с банка. К тому времени его уже переименовали в "Трастбанк", а сейчас он называется "Банк Решение". Основной бенефициар финансового учреждения – уже упомянутый нами Мохаммед Аль-Сувайди. Шевцов – его миноритарный акционер и возглавляет наблюдательный совет банка.
"Виктор Шевцов так или иначе связан со структурами Инфобанка-Трастбанка и сделками с нефтью в Ираке. В качестве такого посредника он заработал себе капитал. И естественно, если во всём этом участвовала белорусская сторона, то это означало определённую степень приближённости к Лукашенко. Соответственно, его появление в Венесуэле в качестве основного оператора стройки – это не является абсолютно случайностью, это скорее закономерность", – прокомментировал нам Анатолий Котов.
Связи с Персидскими странами пришлись кстати и во время венесуэльских проектов. Как мы узнали, Виктор Шевцов брал кредиты на строительство в Каракасе у своих арабских партнеров.
Есть и ещё один интересный факт в биографии Шевцова. В октябре 2011 года его задержал КГБ по подозрению в особо крупном хищении. Дело было связано со строительством жилья в Венесуэле. В этой латиноамериканской стране "Белзарубежстрой" подозревали в связях с арматурной мафией, которая занималась контрабандой железа. Речь шла и о краже стройматериалов.
Это дело 23 декабря 2011 года комментировал сам Лукашенко.
"Это обычное уголовное дело, у нас таких хватает, но этот господин не первый раз попадает в поле зрения правоохранительных органов. Ущерб нанёс государству? Двукратный, трёхкратный размер – деньги на стол, и пошёл. Не заплатит деньги – будет сидеть в тюрьме", – цитировало его госагентство БелТА.
СМИ писали, что Шевцов вышел на свободу в декабре 2012 года. Долгое время о нём ничего не было слышно.
Несмотря на то, что в Минске на Шевцова записан большой коттедж в Дроздах и четырёхкомнатная квартира в центре, как нам удалось выяснить, он уехал из Беларуси. Однако он по-прежнему связан с "Белзарубежстрой". Правда, в апреле 2022 года компанию переименовали в "ВиаСЕТрейд".
На её сайте ни слова про проекты в Венесуэле. Тем не менее, по нашим данным, состав акционеров компании не поменялся, а Шевцов там, как и раньше, председатель совета директоров.
БРЦ попросил у Шевцова прокомментировать информацию о его участии в венесуэльских проектах. Но он передал через представителя, что оставит её без комментариев.
Чтобы следить за важными новостями, подпишитесь на канал Еврорадио в Telegram.
Мы каждый день публикуем видео о жизни в Беларуси на Youtube-канале. Подписаться можно тут.