Белорусское электронное правительство будет похожим на корейское?
Эстонская модель не очень близка нашему централизованному государству.
Делегация из Южной Кореи который день тусит в Минске. Сначала они встретились с помощником президента Всеволодом Янчевским, теперь встречаются с чиновниками, оценивают, что сделано в рамках "Электронного правительства". Почему именно Корея?
"В рейтинге ООН они уже два раза подряд лидеры среди 193 стран. Поэтому они себе позволяют немножко учить других, а с другой стороны, опыт действительно позитивный", — объясняют Еврорадио в Минсвязи.
С этим не совсем согласен заместитель редактора сайта e-gov.by Дмитрий Гаврусик. По его мнению, корейский опыт выбран не случайно.
Дмитрий Гаврусик: "Корейская модель построения электронного правительства близка нашему государству. Это централизованный подход, когда государство само определяет приоритеты, программу и выполняет ее".
В централизованном подходе государство является заказчиком и частично исполнителем всех процедур. Другой пример — когда присоединяются частные компании, как в Эстонии. Электронное правительство стоит денег, оно требует вливаний со стороны государства.
Эстонцы пошли по другому пути, они привлекли частный бизнес. Бизнес участвует в процессе построения "Электронного правительства", а потом своя прибыль.
"Одни любят больше эстонский опыт, другие — корейский. При том, что в стране достаточно специалистов. И мы знаем, что развитие электронных сервисов у нас происходит", — отмечает руководитель проекта e-belarus.org Михаил Дорошевич.
По его мнению, разумно было бы изучать мировой опыт, в том числе и корейский, но брать оптимальные решения для Беларуси.
Кто еще в лидерах рейтинга ООН: Нидерланды, Великобритания, Дания, США, Франция, Греция, Норвегия, Финляндия идут сразу за Кореей.
"Англия и США много инициатив делают по взаимодействию граждан с правительством", — говорит Михаил Дорошевич.
В Беларуси доступно около 100 электронных услуг, созданна инфраструктура, государственные информационные ресурсы, центр электронных услуг. Но недостаточно фокуса именно на потребителей — отдельных граждан, считает Дмитрий Гаврусик.
"Информация об услугах не распространяется. Немного народу знает, какие услуги сейчас есть. На портале госуслуг некоторые ссылки даже не рабочие".
Согласно требованиям Еврокомиссии, должно быть 25 сервисов для граждан через интернет. Но недостаточно просто скопировать их, это не "Электронное правительство". В Беларуси сегодня можно отметить несколько позитивных примеров электронных сервисов, отмечает Михаил Дорошевич. В первую очередь это открытые данные, полезные для общества и бизнеса: кадастры, реестры, аукционы, государственные тендеры. Именно с помощью тендеров стало известно, какие служебные автомобили закупают белорусские чиновники. В итоге появился президентский указ, который ограничил цены.
В бюджете на 2013 год на электронное правительство расходуется 11 миллиардов рублей.