Статистика "разгона" Площади (инфографика)
К прошлой годовщине выборов правозащитники издали книгу "Послесловие… Площадь 2010 глазами белорусских правозащитников" и подсчитали все, что можно.
Правозащитники из Lawtrend опросили около 350 человек из тех 780, которых по всем подсчетам судили "за Площадь", хотя по стандартам выборка должна составлять 20%. Согласно исследованию, 30 опрошенных не упоминали о применении или неприменении физического насилия в отношении их. 51 человек сообщил, что применения силы не было. А вот большинство — 215 человек — заявило, что насилие было применено в отношении либо их, либо других людей.
Досталось на Площади всем, женщины и девушки в том числе. Из 49 участвовавших в опросе женщин лишь 15 заявили, что в отношении их не применялась физическая сила. 31 женщина заметила, что в отношении ее представители власти применяли грубую физическую силу, избивали ногами, дубинками и щитами, таскали за волосы.
Опрошенные правозащитниками люди по-разному идентифицировали сотрудников правоохранительных органов. 99 человек сообщили, что их задерживали представители ОМОН, 58 видели представителей спецназа, 27 заявили, что их задержание производили сотрудники милиции. Один человек считает, что его задерживали люди из подразделения "Беркут".
По-разному складывались судьбы тех, кого с Площади привезли на Окрестина и в другие места. 63 человека рассказали, что в отделах внутренних дел людей поставили в коридоры лицом к стене и велели завести руки за спину. Они были вынуждены стоять так от 15 минут до полутора суток, а при попытке поменять позу милиционеры применяли насилие: "... нас привезли на Окрестина, поставили лицом к стене, руки — за спину, так мы и простояли всю ночь и утро до суда", "... в изоляторе я простоял у стены до 17.00 следующего дня, не разрешали садиться, первые 5 часов держали руки за спиной", "... при попытке сесть на пол сотрудники ОМОН били", "... в изоляторе ждали оформления протокола в целом около 26-27 часов, стоя лицом к стене".
Лишь 33 опрошенных оценили отношение к ним представителей правоохранительных органов как удовлетворительное или корректное, а в некоторых случаях даже как хорошее: "... обычные милиционеры относились обычно, начальство — негативно", "... сотрудники вели себя сдержанно, за исключением нескольких молодых лейтенантов, которые оскорбляли девушку с вывихнутой ногой, даже толкали ее ботинком", "... сотрудники ИВС более или менее нормальные, ОМОН — уроды", "... спецназ угощал хлебом и салом (инициатива младших сотрудников", "... в ИВС было 2 вида милиционеров: штатные, как я понимаю, служащие и милиционеры, которых на несколько суток забрали с площади охранять нас. Первые и вторые вели себя без агрессии, хотя разговоры первых были не очень приятными. Другие милиционеры вели себя дружелюбно и с пониманием, даже поддерживали и нам разрешали пользоваться своими мобильниками".
Этот репортаж был подготовлен в декабре 2012 года.