Татьяна Соза: Руководителей надо учить говорить “спасибо”
Чего не хватает белорусским руководителям и как поддерживать дружелюбную атмосферу на работе, рассказывает директор по персоналу фирмы “Группа компаний А-100”.
Еврорадио: Как вы оцениваете в Беларуси культуру управления и корпоративную культуру?
Татьяна Соза: Мне кажется, что на сегодняшний день Беларусь уже сделала несколько шагов в сторону Европы, если говорить о корпоративной культуре. Но нам не хватает топ-менеджмента и понимания роли сотрудников в компании. У наших топ-менеджеров сегодня высокая компетенция в профильных сферах – в маркетинге, продажах. Но что касается управления персоналом, наш топ-менеджмент считает это не основной работой. На самом деле, я на сегодняшний день преимущественно работаю с людьми и понимаю, что это главное. Я сделала бы больший уклон на то, что сегодняшние руководители должны получать большую компетенцию и образование в сфере управления персоналом.
Еврорадио: Действительно, когда человек становится начальником, он часто делается суворым и начинает раздавать кнуты, забывая о пряниках.
Татьяна Соза: Полностью с вами согласна, это основной минус. Сегодня образование менеджмента направлено на то, чтобы учить руководителей говорить “спасибо”. В учебных курсах я даже сталкивалась с такими памятками – сто способов сказать человеку “спасибо”. Можно же не только похвалить или дать какую-то премию. Этого же недостаточно. А историческои как-то сложилось, что, когда все хорошо – тебе ничего не говорят. А говорят только тогда, когда ты что-то сделал не так. Когда человек приходит в компанию и ему дают какие-то направления – ему значительно попроще адаптироваться. Обратная связь очень важна, ее надо уметь давать. Некоторые этого не знают, некоторые не хотят этого делать.
Еврорадио: Какими еще качествами должен обладать руководитель, чтобы его любили и уважали подчиненные?
Татьяна Соза: Для меня на сегодняшний день образцом является директор нашей компании. С одной стороны, он очень демократичен, никогда не повышает голоса, но, при этом, пользуется большим уважением в коллективе. Человек должен быть справедливым, должен держать свое слово, исполнять то, что обещает.
Еврорадио: Есть ли какие-то техники, с помощью которых можно начать любить своего неидеального руководителя и успешно сотрудничать с ним?
Татьяна Соза: Например, когда я пришла работать в компанию, я не совсем разделяла корпоративную культуру, которая скорей ограничивала, чем давала свободу. Мое личное пространство ограничивается, у нас есть определенные стандарты, как выглядит рабочее место, я не могу пить кофе на рабочем месте. Сначала мне было очень сложно это принять, это не соответствовало моей внутренней культуре – мне хотелась творчества, разбросанных бумажек. Я должна принять решение: если эти ограничения, которые устанавливает компания, не являются для меня критическими, если я могу с ними жить, тогда я принимаю их. Через некоторое время я адаптируюсь и начинаю их разделять. И сегодня я понимаю, что эти принципы начинает разделять даже моя семья. То есть некоторые вещи, которым меня научила компания, изменили мой взгляд на жизнь, сегодня я понимаю, что это было правильно. Таким образом, первое, что надо сделать – примерить на себя культуру компании. Изменить корпоративную культуру компании и руководителя очень сложно, так что вы либо принимаете ее, либо меняете компанию.
Еврорадио: А как по вашему мнению лучше поддерживать позитивную и продуктивную атмосферу в коллективе?
Татьяна Соза: Корпоративы – это, конечно, важно, нужно и востребовано, но нельзя, чтобы этого было слишком много. У каждого человека есть право на личную жизнь, личное пространство и если компания начинает активно вмешиваться в эту сферу, если человек и в рабочее и в нерабочее время занимается какими-то корпоративными мероприятиями, – это не очень хорошо. Но людям важно получать от компании поддержку в виде корпоративных мероприятий, социальных программ. Это то, что делает компанию привлекательной на рынке.