На "Лістападзе" не покажут картину Курейчика, зато впервые — фильм ужасов
На фото нынешнее лого фестиваля
3 ноября в Минске стартует двадцать четвертый по счёту кинофестиваль "Лістапад". В первый день продаж была раскуплена тысяча билетов на фильмы, которые покажут в рамках фестиваля. А самые заядлые киноманы теперь имеют возможность приобрести абонементы на четыре фестивальные программы.
Программный директор ивента Игорь Сукманов в прямом эфире Еврорадио рассуждает об особенностях нынешнего фестиваля, признаётся, почему не взял в Национальный конкурс фильм Андрея Курейчика и будет ли интересно на "Лістападзе" любителю прокатных фильмов.
Что найдет на "Лістападзе" среднестатистический зритель, ориентированный на прокатные фильмы в кинотеатрах
Мы никогда не ставили целью ориентироваться на высоколобого интеллектуального зрителя. Наоборот, хотим показать, что кино — это не только Голливуд, и не только поп-корн. Однако Голливуда у нас не будет точно. Зато будет кино, которое имеет отношение к жанрам. Впервые в истории "Лістапада" покажут фильм ужасов — иранскую картину "Зар" в рамках ночных показов. Также будет эротика, мелодрамы и кино с боевыми искусствами. Только эти жанры — прежде всего авторские высказывания. Мы ориентируемся на то, что зритель будет получать немного определенных знаний о жизни, увидит другой взгляд на действительность и услышит ответы на неудобные вопросы.
Почему фильм открытия кинофестиваля — "Аритмия" Бориса Хлебникова
Борис Хлебников — режиссёр, которого относят к поколению новых "тихих" режиссеров. "Аритмия" стала неожиданной для мира российской киноиндустрии, так как фильм привлёк огромное количество зрителей. Картина несколько недель назад вышла в России и бьёт все рекорды. Договоренность, что этим фильмом мы будем открывать кинофестиваль, произошла летом на "Кинотавре". И я горжусь тем, что российские продюсеры дождались "Лістапада", а не пустили ленту в белорусский прокат раньше.
"Лістапад" или кино посткоммунистического пространства
Мы практически ничего не знаем о том, что происходит в Армении или Азербайджане, не слышали о мастерах кубинского кино. Зато все знаем об Анджелине Джоли и Харви Вайнштейне. Поэтому миссия "Лістапада" — сохранить благородную традицию хорошего кино посткоммунистического пространства. На международной арене именно страны Восточной и Центральной Европы, Центральной Азии, далёкие Китай и Куба — это модные кинематографические территории. Это всегда проблемные территории, также, как наша. Такое кино нам понятнее, чем картины, посвященные темам беженцев или проблемам отделения Каталонии от Испании.
Без красной дорожки, но с содержанием
Есть ошибочное представление, что кинофестиваль — это всегда перья, звёзды, Николь Кидман, Брэд Питт, что это дорожка, которая стремится в небо. Но наши звезды — это авторы, это режиссеры, которые делают эту маленькую внутреннюю революцию, которая меняет наше сознание и делает нас более опытными и любопытными в отношении к жизни. Они выбивают нас из пространства потребителей. Мы можем потратить бюджет фестиваля на привоз Катрин Денёв или Изабель Юппер, которые помашут рукой на красной дорожке. Но все жё мы выбираем содержание.
"Национальный конкурс": небывалые 90 заявок
Действительно, процесс пошёл. К тому, что происходит сегодня в национальной киноиндустрии, еще нельзя относиться с эйфорией и называть каким-то явлением. Во многом это штучные процессы, а может даже единовременные. Но на протяжении последних лет наблюдается тенденция, что в наше поле попадают авторы, о которых мы раньше ничего не знали. Это молодые люди не всегда с кинематографическим образованием. Но, благодаря упрощению технических новинок, которые позволяют снимать кино на мобильные камеры, появляется плеяда молодых кинематографистов, которые пытаются осваивать эту действительность благодаря техническим игрушкам. И это не всегда развлечение, а серьёзные и адекватные темы и режиссёрское видение. Это говорит, что белорусское кино имеет сейчас недурственный потенциал.
Мы хотели, чтобы фильмы соответствовали статусу фестивального кино. Это авторские высказывания, в первую очередь. Второе. Эти картины могут отражать тенденции, которые важны для нашего региона. Поэтому акцент был сделан на кинематограф молодых. На авансцену выходят не столько матёрые мастера, которые перекочевали в сферу развлекательного кинематографа или сериального производства, а фильмы с социальными, гражданскими и артистическими качествами.
Впервые в конкурс "Молодость на марше" включена белорусская картина Юлии Шатун "Завтра". Автор не известна, но фильм очень любопытный.
Последняя картина Андрея Курейчика вышла год назад, успешно прошла в белорусском прокате и получила свои дивиденды. С выходом на международную арену нужно помнить, что есть локальные истории, которые интересны здесь, но могут иметь много вопросов там... Был выбор, и не было необходимости брать то, что лежит на поверхности.