"Процесс независимого кино пошёл, государство беспокоит его неподконтрольность"

Фото: Еврорадио
Фото: Еврорадио

Неделю назад Минкульт обнародовал новый документ под названием "О мерах по стимулированию развития кинематографии", который должен изменить правила кинопроизводства в Беларуси. Документ решили обсудить с кинообщественностью, встречу организовала Мастерская социального кино. Никто со стороны независимых кинематографистов не аплодировал документу, согласно которому, проекты, которые получат господдержку, могут быть реализованы только на базе "Беларусьфильма". А чтобы получить грант, кинопроизводитель должен отработать... пять лет по специальности. И так далее. Киношники уверены: независимо от их мнения, бумагу править никто не будет.

Кинокритик Максим Жбанков и продюсер центра "Бегущая черепаха" Леонид Калитеня рассуждают о законах, кино и "Беларусьфильме".

Максим Жбанков:

Во время круглого стола мы спросили, в чём это "стимулирование". Чиновники ответили, что в распределении бюджета. Этот документ — результат договора Минкульта с финансовыми и налоговыми структурами. Иначе говоря, Минкульт — это вторичная инстанция, которая озвучивает некий государственный интерес. А государственный интерес у нас сейчас очень прост — деньги.

Белорусский кинопродукт будет требовать государственной регистрации. За неё нужно заплатить. Это условие, без которого не попадешь в прокат. Но, как выдаётся регистрация, непонятно, как и непонятно, на каких условиях она может быть отозвана. А она может быть отозвана когда угодно.

Самое опасное, что есть в этом тексте — абсолютная безнаказанность госструктур: не прописаны ни критерии принятия решений, ни механизмы. И это размытое пространство смысла создаёт неограниченные возможности для административных импровизаций.

Нас ждёт система бюрократически-административного кинематографа. То, что было в наихудшие сталинские времена. Но с одним отличием. Тогда была государственная идеология. Было что раскручивать и что превращать в кинозрелище. Сейчас нет ни средств на госидеологию, ни самой той идеологии.

Главная ошибка этого проекта — отношение к киношников, как к фабрикантам обуви или экспортёрам бананов. Очень тонкое дело поддержки креатива превращается в контроль за субъектом хозяйства. В лучшем случае — поддержка государственного монополиста, киностудии "Беларусьфильм". Госкинематограф грохнется вместе с системой, либо будет существовать как кордебалет зомби-шоу.

 

Леонид Калитеня:

Чиновники, которые остались за бортом мейнстрима, ещё больше оторвутся от творцов. Творцы, в свою очередь, будут дальше искать ко-продакшн с российскими, украинскими, литовскими и польскими коллегами. Плохое будет качество контента на белорусском телевидении, и кому-то придётся нести за это ответственность. А авторы свободны.

Вся молодая волна белорусских кинематографистов сразу рождается интегрированной в мировой кинематограф. Эта волна обходит "Беларусьфильм" и государство. Государство это беспокоит больше всего — неподконтрольность!

Независимое белорусское кино развивается хорошими темпами. И чем больше государство будет поддерживать "Беларусьфильм", тем хуже для "Беларусьфильма". Чем дольше он остаётся дезинтегрированным, не обновляется, тем сильнее он грохнется, когда станет очевидна его недееспособность.

В рамках проекта "Своё кино" только за последние полгода мы показали одиннадцать работ девяти авторов. За год "Беларусьфильм" сделал один альманах из пяти авторов и пяти работ. Посчитайте, сколько денег вложено в "Беларусьфильм", и что на выходе, сколько денег вложено в независимое кино, и какой результат.

Возможно, "Беларусьфильму" лучше остаться в качестве инфраструктуры, обеспечивающей кинопроцесс и не лезть в творчество. Тогда, возможно, он найдёт свою форму бизнес-существования.

Когда мы задали вопрос: каков бюджет фильма "Следы на воде", Игорь Поршнев (директор" Беларусьфильма ") отвечает: "Не нужно говорить о деньгах". Ребята, нужно говорить о деньгах! Фильм с бюджетом в миллион долларов имеет кассу в 43 тысячи — это не фиаско, это почти уголовное преступление.

Будет дальше рост белорусского кино. Выпуска успешных белорусских полных метров я жду со следующего года. Потому что коротких успешных метров —пальцев на руках не хватает перечислить. Премьеры почти каждый месяц, платформа "Листопада" переполнена заявлениями, процесс пошёл.

Последние новости

Главное

Выбор редакции