В Беларуси резко возросло число детских самоубийств: в первой половине 2024 года уже зафиксировано 18 случаев (всего на один меньше, чем за весь прошлый год). Особенно тревожит, что среди них есть дети, которым было всего 10 лет.
Почему это происходит? Как вовремя заметить тревожные признаки и предотвратить трагедию? О чем стоит поговорить с ребенком?
Ответы на эти и другие вопросы дают психолог Татьяна Зарицкая и психотерапевт Павел Перепелкин в интервью для Еврорадио.
Почему случаются детские суициды?
По мнению экспертов, главные причины появления суицидальных намерений у ребенка — это проблемы, с которыми он не может справиться сам.
— Например, у взрослого человека есть ресурсы и навыки справляться с проблемами — у ребенка нет ни того, ни другого. Чтобы лучше понять свои чувства и потребности, детям нужна помощь взрослых — так он научится решать свои проблемы. Ребенку важно чувствовать, что он любимый, важный, нужный, что его поймут и поддержат — так ребенок постепенно сформирует внутренние ресурсы и навыки решать задачи, которые ставит жизнь.
Эксперты говорят, что у взрослых не всегда есть возможность уделить время и внимание детям. Во многом виной этому могут быть переломные для белорусов 2020-е годы.
— Политические и экономические проблемы коснулись каждой семьи и фонят в каждой школе. Мы все очень сильно переживаем из-за этих событий, и груз этих проблем влияет на атмосферу в семье, в том числе и на детей. Из-за этого дети могут чувствовать себя брошенными, думая, что не имеют права обременять родителей своими заботами.
Какая группа детей в зоне риска?
Эксперты утверждают, что самому большому риску подвергаются дети в подростковом возрасте. В этот период жизни начинается гормональная и эмоциональная перестройка организма.
— Подростки находятся в самом уязвимом положении. ПМС и кризис среднего возраста не идут в сравнение с тем, как эмоционально тяжело подростку. Он проходит важный этап самоидентификации, ему важно чувствовать себя взрослым, нормальным, быть частью группы (субкультуры). Кроме этого, физиологические изменения тела и внешности могут пугать и разочаровывать. На эмоциональную уязвимость накладываются требования в школе, ответственность за будущее, а также необходимость в общении со сверстниками и в романтических отношениях.