"Веселое гетто" репортера из Чехии, что пережил допросы в оккупации и видел РБ

Репортер Ондржей Немец / Еўрарадыё
— Полиции я всегда боялся. С самого моего детства они стояли у нас под дверью: до этого я уже видел несколько обысков, а после — еще намного больше, — говорит репортер Ондржей Немец.
Собеседник Еврорадио родился в 1960 году и вырос в многодетной семье известных чешских диссидентов-психологов Даны и Иржи Немцовых.
В квартире, где они жили, всегда собиралось много людей из чешского андеграунда. Одним из частых гостей был президент бывшей Чехословакии, а впоследствии и Чехии Вацлав Гавел. Друзья играли на гитарах, пели песни, менялись пластинками и книгами, и, конечно, обсуждали важные политические события.
Благодаря окружению и увлечению фотографией с 12 лет за свою жизнь господин Ондржей сумел собрать большой архив, который в начале 2000-х был сильно поврежден наводнением в Праге.
В беседе с журналисткой Еврорадио репортер рассказывает о том, как удалось продлить жизнь испорченным снимкам, делится воспоминаниями, в том числе — о поездке в Беларусь, а также мнением о сегодняшней ситуации в нашей стране.
Оккупация-1968
“Помню, как мама оглянулась и увидела, как мы показываем русским языки”
Шестьдесят восьмой год я, естественно, помню, но если что — это случилось 21 августа. Были каникулы, и мы были не в Праге, а в деревне.
Мы жили там в домике, где не было электричества и воды, и я помню, как мама ходила в авторемонтную мастерскую к господину Верглу слушать радио.
Возвращалась она достаточно перепуганной. Потом приехал дедушка, который сказал — хотя при нас они сначала не хотели, а потом уже сказали, — что случилась оккупация.
"Когда у меня появилась фотолаборатория, это было настоящее чудо!"
Наша квартира на Ечной действительно была открыта для всех. Сначала, естественно, приходили прежде всего друзья Мартина Ироуса, из круга его друзей-художников, The Plastic People.
Мейла Глауса, композитор The Plastic People, в конце концов стал моим шурином, он женился на моей сестре Яне. Они тоже жили на Ечной. Квартира была большой, и в ней жило много людей.
Когда кто-то приезжал в Прагу — люди из андеграунда из северной Чехии или из Брна, позже и диссиденты — они знали, что, зайдя к нам на Ечную, они узнают, какие новости, что происходит, кого посадили.
В начале 1970 годов иногда еще удавалось устраивать концерты или неформальные выставки, но в середине 1979-х гайки уже начали закручивать.
Что касается фотографии, я начал ей заниматься где-то в 1972 или 1973 году. В андеграунде или на альтернативной платформе, которую Мартин Ироус когда-то назвал “Merry ghetto” — “Веселое гетто”, — все чем-то занимались. У всех была какая-то работа, но каждый или писал, или играл в группе, или рисовал, или писал стихи — каждый что-то делал. Некоторые занимались фотографией.
Меня фотография интересовала, мне нравилось, что ты словно участвуешь в каких-то событиях, но спрятан за фотоаппаратом, немного издалека. Когда у меня на Ечной появилась фотолаборатория, это было настоящее чудо! Нас там было очень много, потом появлялись разные друзья и подруги, которые там жили, а я мог зашиться в свою фотолабораторию, и у меня единственного из всей семьи было личное пространство, где я мог проявлять снимки.
Фотографировать я любил. Были времена, когда я, как кто-то говорил, без фотоаппарата не выходил мусор вынести. Это была правда. Я фотографировал различные события. Мне нравилось снимать людей.
Я тогда уже читал книги о социальной фотографии. У моего отца была большая библиотека, но не только философская, у него была уйма книг по искусству и по фотографии.
Похороны профессора и восьмичасовой допрос
Для моих родителей профессор Ян Паточка был очень важной личностью [чехословацкий философ, один из величайших философов XX века., предшественник чешской феноменологии, подписант "Хартии 77". — Еврорадио].
С детства мы знали, что господин, который иногда приходил к нам в белом шарфе — это настоящий профессор. Мы знали его внуков и его детей, естественно, но они были на поколение старше. Мои родители были его учениками.
Я ходил вокруг толпы и знал, что за мной ходят шпики. Это было неприятно, но Франтишка Соколова, дочь профессора Паточки, попросила меня сделать фотографии, поэтому я говорил себе, что я делаю фото для семьи.
Когда я наснимал пленку, в которой были 24 кадра, я вынул ее. Похороны уже заканчивались, а я знал, что за мной хвостом ходят агенты — рядом как раз стоял папа, и я спросил его: "Папа, что мне делать? Мне надо отдать кому-нибудь эту пленку, потому что меня, конечно, задержат". Папа сказал: "Да, хорошо, сейчас организуем".
Возникла какая-то кучка людей, в которой была моя сестра Маркета, папа, я, Николай Станкович [поэт-подпольщик, кинокритик, библиотекарь, переводчик, подписчик “Хартии-77”. — Еврорадио]. Я держал кассету в руке, ее начали передавать из рук в руки, и она попала в карман Николая Станковича, который ушел с ней с похорон.
Задержали моего папу, сестру Маркету и меня. Нас отвезли на допрос, но пленки у меня не нашли.
Это было неприятно, мне было семнадцать, только-только за две недели до того исполнилось. Я родился в конце февраля, а это было около 15 марта. Это был самый отвратительный допрос в моей жизни, он длился восемь часов.
У меня были длинные волосы. Звучали такие классические вопросы: девичья фамилия матери, имя, место рождения, кому вы отдали пленку. Добрый и злой полицейский, они чередовались. "Ты из-за своих патлов не слышишь?"
Я облокотился о стол, а они: "Не разваливайся здесь!" Мне пришлось отодвинуться на два метра от стола, вот так держать волосы, потому что "я из-за них не слышу”, и сидеть так несколько часов.
Шкафы наклонились, поплыли. Еще вечером и ночью весь архив газеты вынесли на второй этаж, но мой мешок был так хорошо спрятан, а в то время уже не было электричества, и его никто не нашел. Наводнение в Карлине было таким, что вода не ушла, она оставалась на месте еще долго.
Я попал туда только через две недели, нашел пакет в кабинете среди мусора, вылил из него воду, отвез на дачу и там постепенно разбирал эти ленты пленки со снимками.
Около двухсот таких лент я оставил просто на память. На них еще остались остатки эмульсии. В грязной воде живут бактерии, которые разъедают эмульсию, и поэтому там осталось мало.
Тогда я, естественно, очень больно это переживал, потому что это часть моей жизни. Это даже не то чтобы дневник, но ведь там были фото моих детей, фото семьи, друзей. Я каждый из этих снимков помню, сразу же всплывает та ситуация — и вот вдруг все исчезло.
Спустя много лет мой друг детства Лукаш Волек, фотограф, который заболел рассеянным склерозом и не мог ходить, предложил отсканировать все мои двести лент пленки. А Revolver Revue и Виктор Карлик все время просили у меня какие-то фотки для журнала.
Я говорил, что я репортер и не занимаюсь художественной фотографией. Вы — художественный журнал, у меня ничего такого нет. А потом я подумал, что это могло бы их заинтересовать — показал ему эти 500-700 фото, которые получились в сотворчестве с водой, и он сделал из них вот такую книгу.
Чтобы следить за важными новостями, подпишитесь на канал Еврорадио в Telegram.
Мы каждый день публикуем видео о жизни в Беларуси на Youtube-канале. Подписаться можно тут.